Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

11 М. Р. Арпентьева Кандидат психологических наук, доцент Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (Калуга, Россия) ВЗАИМОПОНИМАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ Основные социально-психологические проблемы семей лежат в сле- дующих сферах: проблемы взаимоотношений семьи с обществом и госу- дарством; проблемы взаимоотношения семьи с ее непосредственным ок- ружением; проблемы взаимоотношений внутри семьи, в частности, роди- тельской и детской подсистем, между родителями, между детьми и т. д.; проблемы внутриличностные, связанные с нарушениями развития или со- стояния одного из членов семьи, отражающиеся на состоянии и развитии остальных. Выделение этих групп проблем, однако, во многом условно: каждая встающая перед семьей проблема сочетает в себе все четыре выде- ленных уровня, и, кроме того, в ней могут быть выделены следующие ас- пекты [1]: ценностно-смысловой аспект – ведущий, определяющий как сложность проблемы, так и возможности ее разрешения: особенности от- ношения семьи, ее членов к миру, к себе и жизни в целом; поведенческий и интерактивный аспект – особенности общения и поведения членов семьи внутри и вне семьи, отражающие ценности и смыслы ее функционирова- ния и развития. Анализируя ту или иную проблему, встающую перед семьей, в первую очередь необходимо определить: каковы семейные ценности и ценности каждого из членов семьи: анализ может быть осуществлен как непосредственно – обращением с вопросами к членам семьи, так и опосре- довано: через анализ поведения и общения в семье, продуктов ее деятель- ности. Чем отличается «проблемная» семья от гармоничной? Отвечая на этот вопрос, практики и теоретики пришли к выводу о том, что в гармо- ничной семье проблемы решаются, опираясь на гармонизирующие жизнь семьи ценности: любви, принятия, заботы, уважения, терпения. Такая се- мья характеризуется жизнестойкостью: способностью противостоять нега- тивным воздействиям, в том числе – самым трудным жизненным ситуаци- ям. В проблемной семье проблемы решаются, как правило, способом, ко- торый исследователи называют «полевое поведение»: по ситуации. Ситуа- ция диктует поведение, поэтому, если ситуация воспринимается семьей как весьма агрессивная и трудная, то семья может распадаться, не выдер- живая нагрузки, перекладываемой, как правило, на одного из членов семьи – «идентифицированного клиента». Если ситуация неоднозначна – как обыч- но и бывает – то семья формирует роль «козла отпущения», на которую могут подойти либо родитель, либо – приемный ребенок. Последний ста-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=