Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

109 представлений о том, что должен в будущем представлять из себя их ребе- нок: как себя вести, кем стать и т. д. Итогом этой деятельности должен стать устойчивый комплекс черт и форм поведения, демонстрации кото- рых ждут от ребенка родители. Данное природой тело является дифферен- цирующим признаком, не для самого ребенка, а для социума, который с первых месяцев жизни реализует определенный план «превращения» младенца в мужчину или женщину. С момента рождения ребенок наделя- ется признаками (реальными или аскриптивными), создающими гендер- ную основу его поведения: его аппетит, крик, неугомонность расценива- ются взрослыми как проявления мужского темперамента, эмоциональ- ность, умение играть в спокойные игры – расцениваются как проявления женственности. Взрослея, человек включается в различные стороны соци- альной жизни, усваивая, вместе с тем, социально одобряемый гендерный порядок, независимо от того, принимает он его или нет. На основе этого понимания создается образ себя как мужчины или женщины, формируется представление о соответствии или несоответствии своего ролевого поведе- ния ожиданиям социума. Очевидно, что чрезмерное акцентирование на проблеме полоролевой идентичности детей свойственно людям, придающим личную значимость каким-либо аспектам этой сферы. Женщина, находящаяся в разводе, будет стремиться растить сына «не таким как папа», искусственно взращивая в нем мужественность, если ее не хватало, по ее мнению, его отцу. Непри- нятие ею «отцовских» черт характера будет восприниматься ребенком как непринятие его самого. Определенная часть населения в последние годы подвержена массовой истерии, развернувшейся вокруг ЛГБТ-сообществ. Страх родителей воспитать «не такого как все» ребенка побуждает их применять превентивные меры, которые, по сути, заключаются лишь в пе- редаче ребенку собственных страхов и тревоги. Вариант формирования гендерной идентичности у мальчиков, осно- ванный на страхе проявлять стереотипно женские черты и отрицание в се- бе их наличия М. Киммел называет «маскулинность как гомофобия», – уже само определение подчеркивает невротических характер процесса гендер- ной идентификации по такому типу. Социолог Эрвин Гоффман пишет, что в Америке существует лишь «один совершенный и не стыдящийся себя мужчина»: «молодой, женатый, белый горожанин, гетеросексуал с севера, протестант, отец, получивший образование в колледже, полностью заня- тый, хорошего телосложения, сильный и высокий, недавний обладатель спортивных достижений. Каждый американский мужчина стремится смот- реть на мир с такой точки зрения... Любой, кому не удается квалифициро- вать себя через какой-нибудь из этих признаков, вероятно, считает себя... недостойным, несовершенным и худшим» [2]. Примерно такие же стан- дарты оценки «сильного пола» существуют и в российском обществе. Что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=