Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

108 Воспитывающее воздействие родителей, безусловно, затрагивает и по- лоролевую сферу, которая нередко становится объектом повышенного внимания и споров, поскольку сходная цель «растим мальчика/девочку» может иметь различное содержание в представлениях супругов, а также бабушек и дедушек. Несоответствие этих представлений может вызывать как кратковременные ситуативные разногласия, так и затяжные конфлик- ты. Предметом споров могут являться стратегии поведения членов семьи в отношении ребенка (не «сюсюкайся» с ним как с девочкой), выбор эле- ментов одежды, сфер досуга («одели как мальчика», «мальчику нужен спорт, а не танцы») и т. д. Ребенок оказывается пассивно вовлеченным в родительское противостояние. Отдельной «проблемой» некоторых родителей является появление на свет ребенка не того пола, который хотелось. Общей чертой этой группы родителей является выраженная инфантильность: ребенок является, по су- ти, живой игрушкой, играть в которую родителям не хочется, поскольку мечтали не о такой; а также стереотипность мышления, зависимость от мнения окружающих (в определенных кругах принято особо подчеркивать ценность рождения именно мальчика). На протяжении определенного вре- мени, а иногда и всей жизни, родитель (или оба) наносят психологический вред ребенку, сожалея о крушении определенных планов, обесценивая сам факт его рождения, формируя качества личности, несвойственные данному полу. Ребенок растет с чувством вины за неоправдавшиеся ожидания роди- телей, в атмосфере ожидания от него быть кем-то другим, а не собой, стремится играть придуманную для него родителями роль. Все перечис- ленное негативным образом сказывается на самосознании и самоотноше- нии ребенка. Даже повзрослев, человек не всегда избавляется от чувства вины и тревоги, приобретенных в детстве. Однако даже в более благополучных семьях существует проблема «соответствия». С самого раннего возраста ребенка учат соответствовать своему полу, причем под «своим полом» понимается некий комплекс ро- дительских представлений о том, какие качества личности и формы пове- дения должны демонстрировать мальчик или девочка. Представления эти являются гендерными стереотипами, содержание которых различается у всех членов семьи, в связи с чем, единую педагогическую стратегию сформировать довольно сложно. Как показывает И. В. Тельнюк (1999), большинство родителей считают необходимым воспитывать ребенка с уче- том половых различий, однако почти половина опрошенных затрудняются сказать, как это правильно сделать [5]. Низкая психологическая и педаго- гическая компетентность родителей приводит к тому, что на протяжении детства, отрочества и даже юности, взрослые (с различной степенью целе- направленности и последовательности), под влиянием стереотипов и соб- ственных установок стремятся к реализации некой модели собственных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=