Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

107 струировании образа «Я» человека на протяжении всей жизни, является определяющим фактором в формировании ролевого репертуара (партнера, супруга, родителя и т. п.). Образ «Я» ребенка и самоотношение формируются на основе восприя- тия отношения к себе родителей, их отношения друг к другу, особенностей их ролевого поведения. Восприятие себя как мальчика или девочки, также формируется под влиянием родительского отношения. Усвоенные в детском возрасте модели поведения, интроекты, часто используются как сценарий построения взаимодействия с окружающими и собственных партнерских и семейных отношений. Влияние семейной системы характеризуется низкой степенью осоз- нанности как с транслирующей, так и с воспринимающей стороны. Пере- дача ребенку культурных и семейных ценностей, традиций, опыта редко происходит в форме целенаправленного обучения, их усво ение осуществ- ляется через механизм импритинга, отличающегося довольно низкой ст е- пенью осознанности и критичности. В родительском влиянии на ребенка можно выделить 2 крайности. В первом случае собственные мировоззренче- ские установки воспринимаются родителями как единственно правильные, поскольку подтверждаются авторитетом значимых лиц (например, собствен- ных родителей), жизненным опытом, собственными интроектами и т. п. Принципы семейного воспитания аргументируются: «меня так учили», «в нашей семье всегда/никогда…», «так положено», «ты должен/не должен быть таким как я». Ребенок окружен жесткими рамками, выход за которые родителями осуждается, поведение ребенка четко регламентируется. Во вто- ром случае ситуация противоположная – четких установок относительно че- го-либо у родителей нет, устойчивая система ценностей в семье отсутствует. Ребенок находится в непредсказуемой, сложно прогнозируемой среде, меры воспитательного воздействия носят ситуационный характер, зависят от на- строения родителей и прочих мимолетных факторов. И в том, и в другом случае родительское влияние может вызывать у ребенка чрезмерное напря- жение: волевое, эмоциональное, что негативно сказывается на ощущении безопасности и доверии к окружающим. Таким образом, родительское влияние обладает рядом характеристик: – играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, его самоотношения; – транслируется и усваивается преимущественно неосознанно, кри- тичность восприятия этого влияния у ребенка отсутствует; – специфично (формируется под влиянием субъективных родитель- ских установок, традиций, верований и пр.); – в первые годы жизни является всеобъемлющим (родители оказыва- ют исключительное влияние на все сферы жизни ребенка в течение мла- денчества и раннего возраста).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=