Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

101 ностического инструментария для изучения, как семейных ценностей сту- дентов, так и их смысложизненных ориентаций; 2) составление и реализа- ция развивающих программ, способствующих развитию, как семейных ценностей, так и смысложизненных ориентаций. Оба эти направления имеют свою специфику в работе со студентами-психологами. У последних, в силу специфики их профессионального обучения, существует больше возможностей для включения и в диагностические и развивающие психо- лого-педагогические исследования. К числу таких возможностей можно отнести, прежде всего, теоретический материал, по проблемам семьи и се- мейного воспитания, включенный в содержание ряда специальных учеб- ных дисциплин, изучаемых студентами психологами (психология семьи и семейного воспитания, семейное консультирование, психология общения и т. п.). На ряду с теоретическим материалом студенты-психологи вовле- каются в ряд практических тренинговых занятий, связанных с выработкой у них важных для становления молодой семьи личностных качеств. Таким образом, в ходе психологического профессионального обучения имеется возможность реализовывать два пути в развитии семейных ценностей и смысложизненных ориентаций у студентов-психологов. Первый путь заключается в усвоении студентом предъявляемых ему в «готовой форме» ценностей, идеалов, побуждений, которые, по мнению педагогов, должны быть у него сформированными и постепенно перейти из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Объяснение смысла этих семейных ценностей, их соотнесение с другими ценностями в огромной степени облегчают студенту внутреннюю смысло- вую работу и избавляют его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Этот механизм формирования смысложизненных ориентаций и семейных ценностей, по мнению В. Г. Асеева, может быть назван путем «сверху вниз». Второй путь заключается в том, что в специально организованных в ходе практических и тренинговых занятий условиях актуализируются, постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые личности осо- бенности студентов те семейные ценности и смысложизненные ориента- ции, которые важны для адекватного развития этих семейных ценностей у студентов в контексте смыслового ряда их жизни. Этот путь В. Г. Асеев называет путем «снизу вверх». Сочетание этих двух подходов позволяет сделать более эффективной стратегию развития семейных ценностей у студентов психологов в контек- сте развития их смысложизненных ориентаций. Литература 1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев.– М.: Мысль, 1976.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=