Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

100 ную вневременную опору, смысл играет ключевую роль в понимании че- ловеком самого себя. Очевидно, что подготовка молодежи к семейной жизни, формирование у них семейных ценностей должно происходить в непосредственной взаимосвязи с развитием у них личностно-смысловых структур. Наиболее продуктивным в этом отношении является студен- ческий возраст. Студенческий возраст сопровождается перестройкой личностно смы- словых аспектов, переходом к зрелости. Так, А. Н. Леонтьев отмечал, что в развитии личности критическим периодом является период перехода к зрелости, т. е. студенческий возраст. Основной возрастной задачей этого периода становится перестройка мотивационно-смысловой сферы молодо- го человека. Изучением специфики студенческого периода занимались такие ученные, как И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. А. Реан, А. В. Толстых, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие. Проблемам изучения ценностей и ценностных ориентаций в своих исследованиях уделяли внимание П. А. Кропоткин, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Пиаже, М. Рокич, П. А. Со- рокин, В. Э. Чудновский и другие. Смысловой ряд жизни молодого человека в студенческий период тес- но связан с развитием семейных ценностей и становлением семейных от- ношений. Особенности семейных ценностей в своих работах рассматри- вали такие ученые, как Л. Б. Косова, А. И. Антонов, Э. Кэтчер, Э. Кейн и другие. Изучение особенностей ценностного отношения к семье у сту- дентов имеет особое значение, поскольку позволяет определить духовный потенциал молодого поколения, способствует пониманию тенденций из- менения общественного сознания в сфере брачно-семейных отношений. При этом следует иметь в виду, что процесс ценностного самоопредел е- ния (смысложизненные ориентации) в студенческих группах, предста в- ляющих собой интеллектуальный потенциал общества, является сложным в силу фактора высшего образования, расширения кругозора личности и, следовательно, увеличения свободы выбора. В вузовском образовании повышение значимости семейных ценностей, подготовка к браку осуще- ствляется с помощью воспитательной работы, курсов по выбору, факул ь- тативов, но наиболее эффективно с этой работой может справиться пси- хологическая службы вуза. Среди этих изменений одно из важных мест занимает проблема становления семейных ценностей, создание студен - ческой семьи. Таким образом, развитие семейных ценностей у студентов в период их профессионального обучения в вузе является весьма актуальным. Вме- сте с тем, важно осуществлять данное развитие в единстве со становлени- ем у молодых людей смыслового ряда их жизни, т. е. переходом семейных ценностей в разряд смысложизненных ориентаций. В этом многоаспект- ном процессе могут быть выделены два направления: 1) разработка диаг-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=