Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IX региональной научно - практической конференции.

IX межрегиональная студенческая научно-практическая конференция 88 Конституция РСФСР (10 июля 1918 г.) провозгласила Россию республи- кой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, и закрепила принцип единства законодательной и исполнительно-контрольной деятельно- сти, диктатуру пролетариата. По форме территориального устройства Россия являлась федеративным государством на основе национально-террито- риального принципа [4]. Конституция 1918 г. не опиралась на принципы преемственности кон- ституционного развития, она определяла устройство общества на данном уровне впервые, опираясь, как мы уже отметили, на первые декреты совет- ской власти. Руководствуясь, как декларировалось, интересами рабочего класса, она лишала прав отдельные категории лиц, основываясь на их классо- вой принадлежности. Все это свидетельствует о высокой степени идеологи- зированности первой Конституции РСФСР, даже если сравнивать с последу- ющими советскими конституциями. В подтверждение данной точки зрения также традиционно приводится факт наличия в ст. 3 положений, которые ориентированы на все мировое сообщество «ставя своей основной зада- чей…победу социализма во всех странах» [5]. Последующие российские конституции, ввиду вхождения РСФСР в со- став Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР), пред- ставляли собой своего рода копию союзных конституций, не имея с ней принципиальных различий и противоречий, поэтому мы будем рассматривать далее именно союзные конституции. Первая Конституция СССР (31 января 1924 г.) являлась, в определенной степени преемницей Конституции РСФСР 1918 г., в то же время имела ряд значительных отличий – прежде всего, она отразила смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны. Традици- онно формой государственного устройства СССР называют федерацию, не- смотря на то обстоятельство, что в тексте Конституции 1924 г. отсутствовали какие-либо указания на форму государственного устройства [5]. Она опиралась на принцип преемственности и закрепляла правовой ста- тус союзных республик, разграничивая предметы ведения между центральной властью и субъектами. Знакомый нам термин «совместное ведение» и вовсе отсутствовал, т.е. предполагалось самостоятельное осуществление государ- ственной власти республиками в обозначенных пределах [5]. В связи с дан- ным обстоятельством, нормы избирательного права и конституционно- правового статуса граждан не нашли в ней отражение, т. к. предполагалась их конкретизация в конституциях союзных республик. Конституция 1924 г. имела классовый характер, подобно Конституции 1918 г., однако, стоит отметить, что она уже не несла в себе ряд идеологиче- ских формулировок о подавлении эксплуататоров, о мировой победе социа- лизма и т.д., которые были присущи последней. Для союзных республик предполагалось право выхода из союза, однако правовой механизм «отсоеди- нения» отсутствовал не только в Конституции СССР, но и в союзных консти- туциях [5]. Характер реализации государственной власти СССР свидетель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=