Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IX региональной научно - практической конференции.

Российский конституционализм: история и современность 51 ного образования может осуществлять свою деятельность в образовательных организациях, реализующих программы повышения квалификации и / или профессиональной переподготовки. Помимо общегражданских прав и свобод педагоги дополнительного обра- зования, как и все педагогические работники, пользуются академическими правами и свободами. К ним принято относить свободу педагога в выборе ме- тодов и средств обучения, а также право на творческую инициативу, предпола- гающее создание авторских программ обучения. В рамках учебной дисципли- ны педагог может осуществлять самостоятельный подбор учебной литературы, пособий и иных материалов. Таким образом, можно говорить о том, что утверждается свобода преподавания: педагог может реализовывать програм- мы, исходя из собственных предпочтений и сформировавшейся точки зрения на учебный материал. Реализуя право выбора, педагог обладает правом на не- вмешательство в его деятельность. Перед началом получения дополнительного профессионального образования и заключением договора обучающийся зна- комится с образовательной программой и самостоятельно принимает решение об обучении. Если для основного общего, среднего общего, среднего профес- сионального и высшего образования государством разработаны федеральные государственные образовательные стандарты, содержащие требования к струк- туре образовательных программ, условиям реализации и результатам обуче- ния, то для дополнительного профессионального образования подобные стан- дарты отсутствуют. Следовательно, можно говорить о предоставлении большей свободы педагогам, занятым в дополнительном образовании. Создан- ные ими программы каждый обучающийся выбирает, исходя из собственных профессиональных потребностей. К академическим правам педагогов следует отнести также возможность бесплатного пользования библиотеками и инфор- мационными ресурсами, доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фон- дам, материально-техническим средствам (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ») [1]. Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог является со- трудником образовательной организации или организацией, осуществляющих обучение, в связи с чем имеет право на участие в управлении ими, возмож- ность вступать в общественные профессиональные организации и право на об- ращение в комиссию по урегулированию споров. Для педагогов дополнительного профессионального образования большое значение имеет возможность заниматься научной, научно-технической, творче- ской, исследовательской деятельностью. Педагоги дополнительного профессио- нального образования относятся также к научно-педагогическим работникам и научным сотрудникам. Следовательно, их права можно дополнить авторским правом на изобретения, возможностью публиковать свои научные работы и на их объективную оценку. Научно-педагогический работник имеет право на вы- бор методов и средств проведения научных исследований (ст. 50 ФЗ «Об обра- зовании в РФ» ) [1]. Научный работник может осуществлять предприниматель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=