Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IX региональной научно - практической конференции.

IX межрегиональная студенческая научно-практическая конференция 38 собами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах [2]. Права человека на благоприятную среду и их осуществление Согласно ч. 2 ст 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Кон- ституции РФ граждане имеют право на свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, но с ограничениями. Не допускает- ся: 1) нанесения ущерба окружающей среде; 2) нарушения прав и законных интересов иных лиц. За основу этих предписаний приняты федеральные зако- ны, в первую очередь в отношении земли как средства производства в сель- ском и лесном хозяйстве и базы для осуществления любой деятельности на территории Российской Федерации [3, 4, 5]. Провозглашение в статье 42 Конституции РФ права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состо- янии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, вызвало много вопросов. Определение благоприятной среды до сих пор является не совсем до- ступным для понимания, размытым. Статья 1 Федерального закона от 10 ян- варя 2002 г. «Об охране окружающей среды» гласит: благоприятная окружа- ющая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и при- родно-антропогенных объектов. Качество окружающей среды же трактуется как состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью. Управленческие, экономические и иные проблемы не позволяют полно- ценно обеспечить выполнение норм, нацеленных на осуществление права каждого на благоприятную среду. В 1950-х годах от деятельности производственного объединения «Маяк» пострадала Челябинская область; также доля территории Российской Федера- ции, которая пострадала от аварии на Чернобыльской аварии, а именно Ка- лужская, Тульская, Орловская области, Республика Мордовия и иные регио- ны – все эти территории считаются зоной чрезвычайной экологической ситуации. Иски граждан России и общественных объединений об ограничении и прекращении вредной для экологии деятельности, о закрытии предприятий, которые загрязняют природные объекты, чаще всего удовлетворяются реше- ниями судов, но в большинстве своем не исполняются из-за отсутствия мест для проживания. Надлежащий доступ к информационным ресурсам играет большую роль в экологическом благополучии граждан государства. Федеральное законодательство об информации запрещает определять, как информацию с ограниченным доступом – документы, содержащие эколо- гическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологи- ческую и иную информацию, которая нужна для обеспечения безопасной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=