Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IX региональной научно - практической конференции.

IX межрегиональная студенческая научно-практическая конференция 34 И. М. Денисов, М. И. Лещинский Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Е. А. Магомедова Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации яв- ляются органами конституционного (уставного) контроля на территории субъектов нашего государства. Вопрос необходимости существования дан- ных судов неоднократно поднимался различными учёными и представителя- ми органов власти. Невостребованность и отсутствие полноценного места в системе судов Российской Федерации привело к упадку системы регио- нальной конституционной юстиции – сначала закрытию некоторых судов по различным основаниям, например связываемое с политическими причинами упразднение Конституционного Суда Республики Мордовия [1], упразднение Конституционного Суда Республики Бурятия в связи с «низкой эффективно- стью и финансовыми затратами» [2]. Закономерным итогом проводимой по- литики по планомерному отказу от данных судов стало планируемое их пол- ное упразднение к 2023 году, что спровоцировало новый виток обсуждений данного дискуссионного вопроса. Например, Председатель Конституционно- го суда Ингушетии Гагиев А. К. в интервью изданию «Ведомости» негативно отнёсся к упразднению данных судов [3]. По его мнению, возможность для граждан защищать свои права и свободы будет ограничена, поскольку для обращения в Конституционный суд на федеральном уровне у граждан может просто не хватить знаний, сил, средств и правовой компетентности. На наш взгляд, наличие данных судов в субъектах Российской Федера- ции – это возможность для граждан защищать свои конституционные права, иметь возможность проверять законы субъектов на соответствие конституции (уставу) субъекта и действующему федеральному законодательству. Отказ от данных судов и замена их «Конституционными советами» при законодатель- ных органах власти субъектов, на наш взгляд, являются крайне спорыми, по- скольку в этом случае контроль за соответствием регионального законода- тельства основному закону субъекта будет фактически осуществлять тот же орган, что и принимает данный закон. При этом некоторые учёные, например Ф.Р. Муратшин, считают, что образование таких органов вместо не полно- стью оправдавших ожидания конституционных (уставных) судов субъектов может иметь право на существование, однако только при наличии качествен- ной правовой материи, которая будет служить основой их деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=