Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IX региональной научно - практической конференции.

IX межрегиональная студенческая научно-практическая конференция 30 положения и социальной (в том числе и государственной) поддержки мало- обеспеченных слоев [2]. Достаточно глубоким анализом понятия конституционализма, а также и его становлением и процессом развития, начиная с периода царской России и до современного времени, занимался в своих трудах О. Е. Кутафин. Он рас- сматривал российское конституционное государство как прямое практическое воплощение идеи конституционализма, которая объединяет политическую, социальную, экономическую, а также и его духовную основу. О. Е. Кутафин писал в своем труде «Российский конституционализм» о том, что основной трудностью представляется специфика происходящего в России социально-политического процесса, который ставит под сомнение саму возможность использовать классические модели существующих поли- тических устройств, существующих на западе. Решить задачу определения лучшей модели или формы конституционализма для России посредством пе- ренесения таких моделей западного образца без проведения анализа, консти- туционных реформ и синтеза западных правовых норм, в том числе и учета политических реалий России, практически невозможно. Известный ученый В. Т. Кабышев, подводя итоги различным подходам к пониманию конституционализма, считает, что конституционализм – это философия конституционного мировоззрения, закрепление в Основном за- коне системы правовых ценностей, обеспечение верховенства конституции, ее приоритетности и реальности, правление в рамках конституции. Исследователь К. В. Арановский рассматривает конституционализм как своего рода традицию, «оснащенную не только непосредственно видимой ча- стью – нормативными текстами, набором политико-правовых учреждений, институтов публичной власти, – но и системой мировоззренческих представ- лений, верований, образов, поведенческих навыков и автоматизмов». При та- ком понимании конституционализма «образование конституционного режима является не только и не столько официальным актом провозглашения основ- ного закона, конституционного по содержанию, но и привитием, формирова- нием образа жизни, жизненной философии со всеми ее ценностями, противо- речиями, достоинствами и изъянами». А. Г. Пархоменко раскрывает категорию «конституционализм» через по- нятие и принципы конституционного государства. Поэтому для него консти- туционализм – это движение к правовому конституционному государству, в котором Конституция закрепляет основные принципы демократического конституционного строя: народовластие, верховенство права в жизни обще- ства; связанность государства в своей деятельности правовыми законами; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей, государственный суверенитет, федерализм, политический плюрализм; многообразие форм эко- номической деятельности; светский характер государства; самостоятельность местного самоуправления [3]. Таким образом, разнообразие подходов к определению и пониманию конституционализма в России связано с различной методологией исследова-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=