Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IX региональной научно - практической конференции.

Российский конституционализм: история и современность 3 С. В. Агаева Научный руководитель – кандидат исторических наук А. В. Макутчев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ Болонский процесс в образовании – это создание единого образователь- ного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз. Как отмечают исследова- тели, занимающиеся изучением интеграционных процессов в Европе, объ- единение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным [2; с. 132–134]. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское со- глашение, в котором ставились принципиально новые задачи. На данный момент принципы болонского процесса разделяет 48 госу- дарств. Цели Болонского образовательного процесса направлены на гармони- зацию образовательных программ разных стран, чтобы привести их к единым стандартам [3; с.78]. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Это решение приняли, исходя из нескольких причин: советская система образования устарела и перестала соответствовать духу времени; возникла необходимость в проведении реформ и поиске современной и востребованной системы образования; появилась потребность в усилении уровня компетен- ций, востребованных в мире; появился запрос общества на открытие границ, сближение с другими странами; правительство Российской Федерации опре- делило курс на усиление участия нашей страны в глобальных процессах; так- же выбрали цель повысить качество российского образования [1; с. 20]. Присоединение России к Болонскому процессу не было простым. Внед- рение основных положений документа потребовало значительной перестрой- ки всей системы образования. Для это пришлось: практически с нуля разработать педагогические про- граммы, чтобы привести их к единым европейским стандартам; ввести еди- ный государственный экзамен в российских школах (ЕГЭ); отказаться от спе- циалитета, который готовил профильных специалистов, разделив его на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру; разработать квалифи- кационные стандарты для оценки знаний учащихся; внедрить кредитно- модульный принцип. Болонская система имеет свои проблемы и перспективы. Подводя итоги, хо- телось бы отметить минусы и плюсы этого образовательного процесса для России.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=