Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VII региональной научно - практической конференции.

VIII Региональная студенческая научно-практическая конференция 4 Значение финансового контроля находит свое отражение в задачах, ре- шаемых в процессе осуществления контрольно-проверочных действий, важ- нейшей из которых является обеспечение законности и дисциплины всех участников финансовых правоотношений. В зависимости от правовой природы субъектов финансовый контроль подразделяется на государственный и негосударственный. В свою очередь негосударственный финансовый контроль подразделяется на муниципальный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Общественный финансовый контроль представляет собой негосудар- ственный контроль общественных объединений, трудовых коллективов и от- дельных граждан. Создание Общественной палаты Российской Федерации явилось значительным шагом в развитии этого вида контроля. Главной функцией субъектов общественного финансового контроля яв- ляется в той или иной степени расширение пределов свободы и наделение населения властью, вовлечение его в процесс социальных изменений, в раз- витие социальной защиты. М. А. Лапина и А. В. Лапин отмечают, что основ- ным мотивом участия в общественном финансовом контроле является есте- ственное стремление граждан и их объединений к сотрудничеству с органами государственной и муниципальной власти для реализации коллективных це- лей и улучшения качества своей частной жизни [4; с. 4]. Однако, общественный финансовый контроль является малоизученным в правовой науке. Понятие общественного финансового контроля законода- тельно не определено. До настоящего времени законы о государственном и общественном финансовом контроле так и не приняты. Основу для реализации общественного финансового контроля задала Конституция Российской Федерации, положения которой закрепили право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32); право граждан обращаться лич- но, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу- дарственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). На сегодняшний день действует Федеральный закон "Об основах обще- ственного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 № 212-ФЗ. В дан- ном законе определено лишь понятие общественного контроля. Под обще- ственным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов гос- ударственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки изда- ваемых ими актов и принимаемых решений. В тоже время данный закон не ис- черпывающе регулирует всю совокупность общественных отношений, возни- кающий при организации и осуществлении общественного контроля в связи с осуществлением гражданами их конституционного права на участие в управ- лении делами государства как через представителей, так и непосредственно.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=