Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VII региональной научно - практической конференции.

VIII Региональная студенческая научно-практическая конференция 38 Это ключевая мысль позволяет сделать вывод о том, что институт граж- данского общества представляет собой ключевое образование, вокруг которо- го и благодаря которому выстраиваются общественные отношения, служащие государственной основой. Но так же важно, что гражданское общество, хотя и формирует политические и административные институты путем легитима- ции власти через выборные процедуры, само к политической и администра- тивной функции не сводится. Гражданское общество производит собственное отрицание с целью апробации возможности собственной регуляции. В. В. Гребенников справедливо отмечает: «Гражданское общество нельзя трактовать как антитезу государства, ибо гражданское общество и государ- ство — это взаимосвязанные политико-правовые явления, своего рода тан- дем, где ведущая роль принадлежит гражданскому обществу, ибо оно высту- пает источником государства. Государство в свою очередь оказывает то или иное воздействие на гражданское общество (и достаточно активное), но оно должно соизмеряться с особенностями отношений в этом обществе, с уров- нем их зрелости и характером социокультуры» [1; c. 102]. И в данной дискуссии очень важно понять, что именно наполняет граж- данское общество, что является его структурными элементами начального порядка. Л. Ю. Грудцына однозначно отвечает: «…человек (народ) – это часть структуры гражданского общества, базовый элемент («атом») этой подсисте- мы…» [2; c. 26]. И именно эти два слова «человек» и «народ», многократно используются в Конституции. Но важно понимать, что еще со времен Древней Греции, от Аристотелевского «politikekoinonia», и вплоть до наших дней гражданское общество – являет собою нечто большее, нежели народ: гражданское обще- ство – это совокупность наиболее активных народных акторов, формирующа- яся из деятельных личностей в крупные объединения и социальные образова- ния, действующие в интересах общественного блага. И когда такой общественный институт не находит четкого урегулиро- вания в законодательстве страны, следующей демократическим путем раз- вития, велика вероятность возникновения драматического сценария как с позиций узурпации власти представителями чиновничьего аппарата, так и с позиций вырождения субъектов, не реализовавших свой активный жиз- ненный потенциал. Поэтому необходимо, чтобы в Конституции РФ был отражен термин «гражданское общество» не во второстепенном контексте, а с перечислением основных принципов, на которых гражданское общество должно базировать- ся и деклараций целей и задач существования гражданского общества. Также возможно закрепление звеньев гражданского общества. Т. М. Нин- циева перечисляет их в своей научной статье:  некоммерческие и добровольные учреждения;  общее благо;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=