Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VII региональной научно - практической конференции.

Российский конституционализм: история и современность 15 Кроме этого, имеется точка зрения о том, что Президент в России в каче- стве главы государства имеет полномочия исполнительной власти, но не со- стоит в структуре ее органов [4]. Мы согласны с тем, что Президент в нашей стране обладает весьма об- ширными полномочиями, и конституционный прототип данного института совпадает с моделью сильного президента, которая принята во множестве стран мира. До настоящего времени в нашей стране живут и существуют некие традиции самодержавия и единовластия. Принцип разделения властей, который закреплен в Конституции РФ, на наш взгляд, невозможно считать полноценно реализуемым на практике, что проявляется в дисбалансе власти и сосредоточению весьма внушительного объема полномочий в руках главы государства. В связи с тем, что Президент РФ - влиятельная, активная политическая сила, которая воздействует на всю систему государственной власти, на внут- реннюю и внешнюю политику страны, появляется необходимость в каче- ственном законодательном закреплении его статуса. В современном законодательстве свое нормативное выражение этот ин- ститут находит только в положениях  Конституции Российской Федерации,  Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Прези- дента Российской Федерации»,  Федеральном законе от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Пре- зиденту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномо- чий, и членам его семьи» и в огромном количестве разрозненных фрагментарных положений, за- фиксированных в федеральных конституционных и федеральных законах, а также в актах самого Президента РФ. Из приведенного перечня, мы видим, что отсутствует специальный нор- мативно-правовой акт, системно и обстоятельно закрепляющий особенности правового положения Президента. Им бы мог стать федеральный закон. Окуньков Л. А. высказывался о необходимости принятия такого закона [5], где были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «им- пичмента». На сегодняшний день приходится констатировать, что этот ключевой нормативный правовой акт, систематизирующий и закрепляющий правовой статус», так и не принят. А ведь данный федеральный закон заполнил бы пра- вовой «вакуум» в этой сфере. Особое значение необходимо уделить вниманию баланса власти, «систе- ме сдержек и противовесов», парламентскому и конституционному контролю, ответственности. Например, на сегодняшний день Президент РФ не несет конституционно-правовой ответственности за выполнение или невыполнение своих предвыборной программы и обещаний. Нынешняя Конституция, в от-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=