Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VII региональной научно - практической конференции.

VIII Региональная студенческая научно-практическая конференция 14 Т. С. Демина Научный руководитель – кандидат юридических наук Е. А. Магомедова Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ Конституционно-правовой статус Президента РФ является основанием для развития научной дискуссии по поводу места и роли главы государства в системе органов государственной власти. Фактически Президент РФ – национальный лидер, избираемый народом по результатам выборов. Он «олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы» [1]. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, выступает как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости, государ- ственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и вза- имодействие органов государственной власти. Предложенные законодателями формулировки носят обобщенный ха- рактер, говорят об абстрактности конституционных положений, что в свою очередь порождает дискуссии среди ученых-правоведов, которые считают, что природа президентской власти в Конституции РФ прописана недоста- точно четко. Можно даже говорить о загадочности президентской власти «по своей юридической природе». При этом в Конституции РФ у Президента сохранено первенствующее положение главы государства, он «по факту обладает властью над всей си- стемой государственной власти в стране» [2]. Имеет место точка зрения о Президенте РФ, выступающем в качестве арбитра в структуре органов власти, следовательно, его задача заключена в обеспечении деятельности других органов власти. К примеру, А. П. Цапыгин [3] считает, что «Президенту отведено осо- бенное место в общей структуре органов, прямо не входящее ни в какую из трех ее ветвей». В этом заключается предпосылка к выполнению Президен- том задачи обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти РФ, возложенной на него. Представленную точку зрения можно тесно связать с иным взглядом, согласно которому вы- двигают четвертую ветвь власти – «президентская», что, без сомнений, не со- ответствует Основному закону – Конституции РФ, а конкретно ст. 10, где за- крепляется три ветви власти.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=