Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VII региональной научно - практической конференции.

VII Региональная студенческая научно-практическая конференция 84 Особое место во всей деятельности ФИТ занимает проведение плановых и внеплановых проверок. Первые в свою очередь вызывают большие сомне- ния, поскольку позволяют провести работодателями действия по сокрытию фактов нарушений трудового законодательства. Давлетбаев Д. Ю. в своей ра- боте также придерживается позиции о том, что внеплановая проверка являет- ся единственной возможностью для инспекции убедиться в фактическом ис- полнении предписаний законодателя [3]. Но, исходя из положений трудового кодекса РФ, для проведения такого рода проверок необходимо возникновение определенных оснований, к которым относятся обращения и заявления граж- дан, запрос работника о проведении проверки, истечение срока исполнения работодателем предписания ФИТ и другие. Еще одной проблемой является отсутствие сроков давности для обраще- ния с жалобой в ФИТ, что вызывает процессуальные проблемы. Инспектор обязан принять к рассмотрению жалобу и восстановить права работника, да- же если они были нарушены несколько лет назад, однако дальше выдачи ра- ботодателю предписания вряд ли зайдет, поскольку срок исковой давности никто не отменял. Соответственно привлечь работодателя, например, к адми- нистративной ответственности спустя год будет невозможно (ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ) [4]. В связи с этим, нам представляется необходимым вне- сение изменений в ТК РФ путем установления определенного срока давности обращения в ФИТ за защитой нарушенных прав в пределах до 12 месяцев. Помимо названных проблем имеются и другие: рост числа небольших организаций, в том числе создаваемых на непродолжительный промежуток времени, небольшой штат инспекторов, а также достаточно распространенная «теневая занятость», представляющая собой «вид занятости в неформальной экономике, когда фактически установленные трудовые отношения между ра- ботником и работодателем подлежат сокрытию от официальных властей» [5]. Таким образом, эффективность реализации своих полномочий ФИТ мо- жет значительно повысить путем внесения в законодательство изменений. В статье 357 ТК РФ нам представляется необходимым внесение изменений путем закрепления нормы о сроке давности обращения в федеральную ин- спекцию труда за защитой нарушенных прав. Одним из вариантов может быть дополнение последнего абзаца после слов «по рассмотрению индивиду- ального или коллективного трудового спора» фразой «в пределах 12 месяцев с момента совершения трудового правонарушения». Так же в ст. 360 ТК РФ следует пересмотреть положения о внеплановой проверке и, возможно, даже закрепить за ней статус ведущей. Литература 1. Конституция Российской Федерации: (Принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.) [Электронный ресурс] // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=