Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VII региональной научно - практической конференции.

Российский конституционализм: история и современность 7 Т. А. Антохина Научный руководитель – кандидат педагогических наук Е. И. Белянкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА Конституция РФ в первой статье устанавливает, что Российская Федера- ция является демократическим государством. Демократический режим – это один из видов политического режима, при котором население участвует в осуществлении государственной власти, при этом решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства [4, С. 15]. Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что каждый член общества может участвовать в осуществлении государственной власти. В Конституции РФ право граждан на участие в управлении делами госу- дарства закреплено в статье 32. Указанное конституционное право позволяет гражданам участвовать в принятии государственных решений и влиять на по- литическую жизнь страны. Право граждан на участие в управлении делами государства базируется не только на конституционных началах, оно также основано на общепризнан- ных принципах и нормах международного права. Так статья 21 Всеобщей де- кларации прав человека устанавливает возможность граждан принимать уча- стие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей [2]. А статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержит положения о том, что каж- дый гражданин без какого бы то ни было различия, и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность принимать участие в веде- нии государственных дел как непосредственно, так и посредством свободно выбранных представителей [1]. Таким образом, право граждан на участие в управлении делами государ- ства обусловлено естественной свободой и равенством людей. Под непосред- ственным участием граждан в управлении делами государства необходимо понимать подлинные права, реальные возможности населения, осуществляе- мые в условиях полного равенства и абсолютной заинтересованности госу- дарственных органов, использовать свой личный или коллективный потенци- ал, реализуемые в различных самостоятельных или рекомендованных государственными органами формах [6, С.15–16]. Право граждан на участие в управлении делами государства представля- ет собой не отдельное субъективное право гражданина, а является слагаемым

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=