Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VII региональной научно - практической конференции.

Российский конституционализм: история и современность 43 Несмотря на разнообразие нормативно правовых актов, практика их применения показала, что быстрое развитие информационных технологий выявило необходимость дальнейшего совершенствования механизма доступа к информации, особенно касающееся деятельности государственных органов. Эти органы в ходе своей работы создают и накапливают огромные массивы данных, которые являются исключительно ценным источником для произ- водства инновационных продуктов и услуг, а также главным ресурсом обра- зовательной и культурной информации для неограниченного круга граждан. Для взаимодействия с широким кругом потребителя информации, созда- ются институты открытых данных. Для реализации требований законодатель- ства, в части предоставления доступа к открытым данным, необходим такой инструментарий, который может обеспечить бесплатную, быструю и постоян- ную возможность извлекать, предпочтительно в режиме реального времени, сведения из известных источников. Благодаря публикации открытых данных в Интернете информация должна стать более понятной и доступной для граж- дан. Кроме того, информация, относящаяся к органам власти содержит огром- ный объем сведений, что является важным ресурсом конкурентного преиму- щества в информационной экономике. Концепция «открытого правительства», внедряемая в настоящее время на федеральном и региональном уровнях, под- разумевает открытость такой информации для всех заинтересованных сторон, включая предоставление информации в открытом доступе в форме, подходя- щей для компьютерной обработки. Открытость данных не предусматривает какого-либо контроля над доступом к ним, все сведения, признанные публич- ными, подлежат обнародованию в открытых источниках с целью обеспечения доступа к ним из внешних технических средств. Для расширенного предостав- ления информации необходимо решить такие задачи, как: а) формирование единого реестра и открытого хранилища данных, их ре- гулярного пополнения, обновления и популяризации; б) создание базы нормативных, справочно-методических документов по теме открытых данных; в) формирование единой информационно-технологической платформы для разработчиков приложений и сервисов с использованием открытых данных; г) внедрение механизмов обратной связи с пользователями. (Публикация открытых данных должна осуществляться в соответствии со следующими правилами: 1) пользователь может использовать (в том числе не- однократно) открытые данные свободно, бесплатно, и без ограничения террито- рии (копировать, публиковать, распространять, изменять и объединять с другой информацией); 2) использовать их в коммерческих целях для создания про- грамм и приложений со следующими ограничениями: использовать их только в законных целях, не искажать, сохранять ссылку на источник информации.) Обеспечение информацией является системообразующим фактором жизнедеятельности общества и уже сегодня активно влияет на состояние всех сфер жизни нашего общества. Благодаря специализированным документам

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=