Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VII региональной научно - практической конференции.
Российский конституционализм: история и современность 21 В. А. Двойнова Научный руководитель – кандидат исторических наук Т. Г. Нехаева Тульский государственный педагогический университет им Л. Н. Толстого КОНСТИТУЦИЯ КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕГУЛЯТОР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Среди функций права, главными из признаются, как правило, регулятив- ная и охранительная, но выделяют также воспитательную. Она заключается в формировании у человека мотива и для его правомерного поведения. Эта функция призвана оказывать педагогическое воздействие на челове- ка, защищая его тем самым от правонарушений. Известный теоретик права и конституционалист И. Е. Фарбер, изучая воспитательную функцию права, отмечал, что ее содержание отвечает на вопрос кого воспитывает право и как оно это делает [3]. Современные исследователи изучают воздействие Конституции на пове- дение и правосознание людей, мораль и культуру. С. А. Авакьян, А. А, Безуг- лов и С. А. Солдатов называют учредительную, организаторскую, внешнепо- литическую, идеологическую, юридическую функцию Конституции. В. О. Лучин к функциям конституции относит учредительную, правонаделительную, охранительную программную и системообразующую [7]. Классификацию функций конституции по сферам общественных отно- шений приводит Н. В. Витрук. Он разделяет их на функции правовые и соци- альные. К правовым он относит конституирующую (учредительную), систе- мообразующую программно-целевую, регулятивную обеспечительную, охра- нительную (защитную) [8]. Характеризуя духовно-идеологическую функцию Н. В. Витрук отмечает: «Конституция, обладая духовно-нравственным содержанием и потенциалом играет большую воспитательную роль устанавливая основы взаимоотноше- ний общества государства и человека базирующихся на их взаимной ответ- ственности». В советское время существовало различие между идеологической функ- цией Конституции и воспитательной. А. Ш. Будагова, утверждала, что содер- жание идеологической функции конституции определяется наличием «слу- жебных» вспомогательных по отношению к ней функций: мировоззренческой и воспитательной [2]. При подготовке проекта Конституции РФ 1993 г. один из его разработ- чиков О. Г. Румянцев писал: «Правовая доктрина объективируется в Консти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=