Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VI региональной научно - практической конференции.

VI региональная студенческая научно-практическая конференция 80 Д. С. Юркова Научный руководитель – старший преподаватель Д. А. Коломенцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ СОВЕСТИ Современная Конституция Российской Федерации, которая в этом году отметило двадцать пять лет со дня принятия, в одной из своих статей огова- ривает право на свободу совести. Рядом с ним в данном положении фигури- рует также свобода вероисповедания, которая имеет похожий смысл. Данные понятия близки по отношению друг к другу, поскольку в их фундаменте за- ключено положение о светском характере России, но не синонимичны. Сво- боду совести как одно и из естественных прав человека можно рассмотреть с нескольких позиций: во-первых, она предоставляет человеку выбор испове- довать ту религию, которая близка к его мировоззрению, отрицать все веро- исповедания или относиться к ним индифферентно; во-вторых, это свобода взглядов и убеждений, но в данном случае, главное, чтобы они никак не ос- корбляли других людей, не наносили им вреда. Казалось бы, всё здесь просто, понятно и логично, но на самом деле, чтобы в 1993 году вышеуказанное по- ложение нашло своё отражение на бумаге, ему предшествовало не одно сто- летие и не один документ. Для России сегодня необходимо понимание того, что нарушение прав человека относительно свободы совести допускать нельзя, и в виду этого, ос- новной закон государства во второй статье заложил ключевое определение: «Права и свободы человека и гражданина является высшей ценностью» [1]. На примере нашего государства необходимо отметить, что процесс фор- мирования и законодательного отражения права на свободу совести шёл дос- таточно долго. При чём зачастую, наличие определённых обстоятельств в со- циальной сфере мешало его реализации. О. К. Шиманская указывает, что отправной точкой стал XVIII век, а именно указ Петра I от 1721 года, суть ко- торого состояла в том, что во главе устанавливалась Православная церковь и происходило подразделение иных конфессий на терпимые и нетерпимые. Столетием спустя данное нововведение было подкреплено Сводом Законов Российской империи 1857 года, Уставом духовных дел иностранных испове- даний (1896). Относительно XX века она также отмечает ряд документов, по- священных данной проблеме, среди которых: Манифест 26 февраля 1905 го- да, затем указ «Формы присяги» 7 марта 1917 г., постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» 20 марта 1917 г., декрет СНК

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=