Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов VI региональной научно - практической конференции.

VI региональная студенческая научно-практическая конференция 78 Конституция РФ как основной закон страны, базируясь на нормах меж- дународного права, в ст. 33 предоставляет гражданам право обращаться лич- но, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу- дарственные органы и органы местного самоуправления [2]. Данная норма Конституции раскрывается в базовом Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Рос- сийской Федерации» [3], который является основным источником системы работы с обращениями граждан. Регулирует порядок, сроки рассмотрения об- ращений, предъявляет требования к письменным обращениям, а также возла- гает контроль за порядком их рассмотрения. Деятельность Уполномоченного по правам человека регламентируется Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Упол- номоченном по правам человека в Российской Федерации» [4]. В его положени- ях закреплены компетенции Уполномоченного, а именно круг вопросов, по ко- торым Уполномоченный вправе рассматривать поступающие обращения; требования, предъявляемые к подаваемому обращению, а также порядок посту- пления и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Нормативно-правовую базу работы с обращениями граждан составля- ет также Федеральный закон от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», как нормативная основа, регулирующая вопро- сы передачи обращений граждан в архив. Настоящий закон регулирует во- просы создания такого архива, его финансирование, процесс передачи обра- щений в архив и пр. Вопросы, касающиеся непосредственного ведения делопроизводства по поступающим обращениям граждан, регулирует Постановление от 30 ноября 1981 года «Об утверждении типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных орга- нах, на предприятиях, в учреждениях и организациях». Постановление рас- крывает суть работы с обращениями граждан с позиции делопроизводства. Рассматриваются такие вопросы, как: кто должен отвечать на обращения, как и сколько хранить обращения и пр. Практическую значимость в исследовании имеют ежегодные доклады Уполномоченных по правам человека. С одной стороны, важно проанализи- ровать «Доклад Уполномоченного в РФ» для построения целостной картины функционирования данного института в пределах всей страны. С другой же стороны, важно на основе «Доклада о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Тульской области и деятельности уполномочен- ного по правам человека в Тульской области» проанализировать динамику конкретного региона. Из последнего доклада особую значимость для иссле- дования имеет статистика обращения граждан в Тульской области, исходя из анализа которой можно выделить важные показатели: количество индивиду- альных и коллективных обращений, форма их подачи, гендерный состав зая- вителей и пр.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=