Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов V региональной научно - практической конференции.

V региональная студенческая научно-практическая конференция 44 лежности ребенка-сироты опекой ведали разные учреждения [8]. Тщательно регламентировалась деятельность дворянских опек, которые существовали при каждом верхнем земском суде для дворянских вдов и малолетних. Руко- водили дворянскими опеками уездные предводители дворянства, органы опе- ки находились исключительно в рамках уездов, общегубернских не сущест- вовало [9]. В Указе 1775 г. были сформулированы требования к будущему опекуну. Он должен был быть человеком честного и порядочного поведения. Иметь доб- родетельные качества и воспитывать малолетнего «в здравии и пристойном со- держании» [10]. Опекун должен был заботиться о физическом, нравственном и умственном воспитании малолетнего и подготовке его к жизни согласно об- щественному положению его сословия. Движимое и недвижимое имущество подопечных передавалось опекуну по описи, которая производилась в двух эк- земплярах в присутствии члена опекунского управления и двух свидетелей [11]. В Российской империи отношения, связанные с опекой и попечительст- вом, регулировались законодательством в сочетании с национальными тради- циями. В отличие от западных государств, где данный институт составлял общественную повинность, в России опекунские обязанности осуществля- лись на возмездной основе, что позволяло материально поддерживать лиц, взявших на себя такого рода полномочия [12]. Опекунам причиталось возна- граждение, не превышающее 5 % годовых доходов малолетнего. Однако сум- ма была недостаточной для того, чтобы материально заинтересовать потенци- альных опекунов в занятии должности. Поэтому было небольшое число желающих принять на себя такую ответственность [13]. По мнению К. П. По- бедоносцева, «опекунство – это не право, а обязанность», поэтому большую роль в принятии решения играли личные качества опекуна [14]. Дворянская опека не могла помочь материально опекунам, так как сама испытывала трудности: малое количество финансирования, недостаточное количество служащих при большом объёме делопроизводства [15]. В 1785 г., было установлено различие между опекой и попечительством, было выделено три возрастных категории несовершеннолетних: малолетние до 14 лет, лица 14–17 лет, лица от 17 до 21 года [16]. Попечительство уста- навливалось над лицами от 17 до 21 года. Опека устанавливалась над детьми, оставшимися без родителей или одного из них, не достигшими 17-летнего возраста. Малолетние, состоящие под опекой, лишались права совершать ка- кие-либо юридические действия, т.е. они признавались недееспособными, а все действия за них совершали опекуны. К законным сделкам по распоря- жению имуществом малолетнего относилось дарение, если это не выходило за пределы хозяйственных распоряжений опекуна (свадебные подарки, по- дарки прислуге во время праздников, милостыня и др.) [17]. К правам опеку- на относилось согласие на принятие наследства подопечным. Будучи закон- ным представителем малолетнего, опекун защищал его интересы в суде. По окончании каждого года на опекунов возлагалась обязанность представлять отчет о доходах, расходах, содержании и воспитании малолетних, а после пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=