Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов V региональной научно - практической конференции.

Российский конституционализм: история и современность 43 Д. В. Нехаева Научный руководитель – кандидат политических наук Н. В. Лебединец Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДВОРЯНСКАЯ ОПЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Согласно Конституции, Российская Федерация обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека. В России существует поддержка и за- щита семьи и детства [1]. Особого покровительства и внимания требует такая категория детей как дети, оставшиеся без родителей. Одной из форм семейно- го устройства сирот является опекунство. На современном этапе в Российской Федерации существует развитый институт опекунства (попечительства), ре- гулируемый нормами Гражданского кодекса (ст. 31–40) [2], Семейного кодек- са (ст. 145–153.2) [3] и Федерального закона «Об опеке и попечительстве» [4] и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Институт опеки и попечительства в России возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Становление ин- ститута в России происходило постепенно, так в Соборном уложении 1649 г. был определен предельный возраст подопечного (15 лет), что признавалось достижением совершеннолетия. Однако само понятие опеки как правового отношения не было регламентировано [5]. По мнению исследователей, до XVIII века отношения опеки и попечи- тельства относились к вопросам частного права, рассматривались сельскими сходами – органами местного самоуправления, и не возводились в ранг госу- дарственных дел [6]. Позднее из сферы общественного управления этот пра- вовой институт перешёл в компетенцию государства. Были сформированы специальные органы опеки и попечения (сиротские суды, магистраты), кото- рые по сословному принципу от имени самодержавного государства решали вопросы установления опеки в отношении конкретного субъекта. Проблема законодательного закрепления усыновления дворянами была поставлена Петром I в Указе «О единонаследии» 1714 года. Согласно закону существовало три способа назначения опекунов: по завещанию родителей, по законному правилу, по распоряжению правительства [7]. В период царствования Екатерины II стало уделяться особое внимание устройству осиротевших детей с соблюдением принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т. д. Благо- даря Указу 1775 г. «Об учреждениях для управления губерниями», опека по- лучила полную правовую организацию. В зависимости от сословной принад-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=