Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IV региональной научно - практической конференции.

IV региональная студенческая научно-практическая конференция 58 юридических факультетов университетов, а также основанное в 1835 г. специа- лизированное Императорское училище правоведения и реорганизованный в 1840 г. в юридическое учебное заведение Лицей князя Безбородко в Нежине, но при этом в 1851 г. 44 % руководящих должностных лиц российских органов право- судия не имели вообще никакого систематического образования [15; с. 79]. Судебная реформа 1864 г. кардинально изменила ситуацию в области судоустройства. Впервые в отечественном правопорядке был закреплен образо- вательный ценз для служителей правосудия: согласно ст. 202 Учреждения су- дебных установлений от 20 ноября 1864 г. [4], для занятия должностей предсе- дателей, заместителей председателей судебных мест и судей требовалось окончание курса юридических наук в университетах или других высших учеб- ных заведениях (при этом допускалось назначение на указанные должности лиц без юридического образования, доказавших на службе свои познания по судеб- ной части). В результате проведения реформы судейский корпус Российской империи значительно преобразился. Например, по состоянию на 1894 г. из 31 старшего председателя и председателя департаментов судебных палат юриди- ческое образование имели 28 человек (90 %), а в звене окружных судов из 83 председателей юристами являлись 66 человек (80 %) [15; с. 80]. Реформированная Александром II судебная система рухнула вместе с дру- гими государственными институтами в ноябре 1917 г. В условиях радикального слома прежнего государственного механизма произошло изменение требова- ний, предъявляемых к судьям. Декрет «О суде» [5], принятый СНК РСФСР, упразднил все существовав- шие судебные установления, среди которых были окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми его департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Действие ин- ститута мировых судей указанным декретом было приостановлено, а фактиче- ски он был заменен новым органом – местными судами в лице постоянного ме- стного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. было утверждено Положение о на- родном суде РСФСР [6], согласно ст. 12 которого постоянные народные судьи должны были удовлетворять следующим условиям: 1) иметь право избирать и быть избираемыми в Советы Рабочих и Кресть- янских Депутатов; 2) иметь политический опыт работы в пролетарских организациях партии, профессиональных союзах, рабочих кооперативах, фабрично-заводских коми- тетах и Советских учреждениях; 3) иметь теоретическую и практическую подготовку для должности Совет- ского Судьи. Положение содержало оговорку, согласно которой постоянный народный су- дья должен был безусловно удовлетворять первому условию и хотя бы одному из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=