Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IV региональной научно - практической конференции.

Российский конституционализм: история и современность 57 К. Н. Сергунин Научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент Т. Г. Нехаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ В РОССИИ Построение в России современного правового государства, начавшееся с принятия действующей Конституции Российской Федерации, 23-летие кото- рой отмечается в текущем году, немыслимо без обеспечения судебной защиты конституционных прав и свобод граждан. В Постановлении VIII Всероссийско- го съезда судей «О состоянии судебной системы Российской Федерации и ос- новных направлениях ее развития» отмечено, что «высокий профессионализм судей и работников аппаратов судов – залог успеха надлежащей организации судопроизводства, законности и обоснованности судебных постановлений и решений, которые в первую очередь и формируют мнение о справедливости суда» [12]. В свете проводимой в России судебной реформы вопросы отбора и подго- товки судей и кандидатов на судейские должности имеют особую актуальность. Требования к образовательному цензу судей в различные периоды российской государственности отличались кардинальным образом, что обуславливает не- обходимость анализа профессиональной подготовки судей в дореволюционной России, СССР и в Российской Федерации. В дореволюционной России требования к образовательному уровню судей до 1864 г. нормативно не утверждались. Отсутствие такого образовательного ценза объясняется тем, что в России первой четверти XVIII в. система юриди- ческого образования отсутствовала как таковая. Лишь в 1724 г. Император Петр I подписал Указ об учреждении Академии наук, при которой был организован Университет [2]. В Академическом Университете обучали, среди прочих наук, и юриспруденции (прав искусству), для чего был образован юридический фа- культет, при котором состоял академик 3 класса [2]. В 1755 г. дочь Петра, Им- ператрица Елизавета Петровна основала Московский университет, в котором существовал юридический факультет и читали лекции 3 профессора: профессор «всей» юриспруденции, профессор российской юриспруденции и профессор политики [3]. В первой половине XIX в. юридическое образование в нашей стране дос- тигло значительных успехов: в это время в России успешно действовали семь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=