Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IV региональной научно - практической конференции.

Российский конституционализм: история и современность 37 М. А. Машкова Научный руководитель – кандидат политических наук Н. В. Лебединец Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО КАК ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ МЕРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Согласно ч. 1 ст. 90 УК РФ, несовершеннолетний, совершивший преступ- ление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть дос- тигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия, перечень которых приведён в ч. 2 данной статьи. В этом перечне ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего располагается на последнем месте. На наш взгляд, отмеченная в УК РФ законодательная конструкция списка принудительных мер воспитательного воздействия восходит к общим принци- пам построения «системы» наказаний и предполагает градацию от более мяг- ких мер к более строгим. В ч. 4 ст. 91 УК РФ содержится примерный открытый перечень запретов и обязанностей, назначаемых судом при избрании ограничения досуга и уста- новления особых требований в отношении несовершеннолетнего. Поэтому суду законодателем предоставлено право избирать дополнительные ограничения, не предусмотренные указанной статьей. Но законодательного закрепления поня- тия «досуг» в УК РФ не содержится. Согласно определению, досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды до- суговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, раз- влечения, праздники, самообразование, творчество. Не занятое учебным про- цессом, работой время, является важной составляющей нормального развития и становления личности [2, С. 77]. Во время отдыха происходит разгрузка от нервного и эмоционального напряжения, что способствует более эффективному выполнению своих функций. Поэтому очень важно, в какой среде находится подросток, и то какую пользу ему это приносит. Тем не менее, даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время ещё не говорит о рациональном, разумном их выборе при ор- ганизации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному время препровождению и не способствовала

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=