Российский конституционализм: история и современность. Сборник материалов IV региональной научно - практической конференции.

IV региональная студенческая научно-практическая конференция 16 давать согласие на возбуждение дела, участвовать в предварительном расследо- вании, отстранять следователя от дальнейшего расследования, прекращать про- изводство по уголовному делу. Но зато функции надзора у прокуратуры остались в полном объеме. Они осуществляются при расследовании уголовных дел в форме дознания. Несмотря на такие существенные ограничения полномочий прокуратуры по отношению к следствию, законодатели все же сохранили часть прав проку- рора на участие в предварительном расследовании. В п. 14, 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор имеет право утверждать обвинительное заключение, возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвине- ния либо квалификации действий обвиняемых. Кроме того, при обнаружении прокурором неточности в ходе расследова- ния, он вправе не позднее 24 часов с момента получения материалов уголовно- го дела отменить постановление о возбуждение дела. На результаты проведенной реформы реакция ученых и практиков была достаточно неоднозначной. Например, Генеральный прокурор Российской Фе- дерации Ю.Я Чайка выступает за единый следственный комитет и считает, что взаимодействие функций следственных органов и прокуратуры должно проис- ходить по следующему алгоритму: «Прокурор следит за соблюдением законно- сти при расследовании преступлений с момента возбуждения уголовного дела, то есть прокурор вправе контролировать обоснованность предъявления обвине- ния конкретному лицу. Именно с момента предъявления обвинения можно говорить об осуществлении функции уголовного преследования. Все следст- венные действия, требующие решения суда, должны проходить с участием прокурора. Все остальные функции выполняет следствие. Но прокурор должен иметь право на взаимодействие со следствием, ведь именно он будет поддер- живать обвинение в суде от имени государства» [2; с. 52]. А вот Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин выступал против создания единого следственного органа в стране. На между- народной научно-практической конференции "Оптимизация предварительного следствия" в ведомственной академии на вопрос о создании самостоятельного органа следствия Александр Бастрыкин ответил: «Я пока против и пришел к этому личным опытом руководства Следственным комитетом [3; с.11]. Мнения по вопросу создания Следственного комитета и выделения его из состава прокуратуры весьма противоречивы. Какое из них верное можно по- нять только в течение времени по результатам деятельности правоохранитель- ного органа. Таким образом, на сегодняшний день прокуратура больше не расследует уголовные дела, а надзор за следствием соответствует модели классического прокурорского надзора.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=