Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

Российский конституционализм: история и современность 89 Н. А. Орлова Научный руководитель – кандидат исторических наук А. В. Макутчев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО С самого рождения и до смерти человек получает информацию из окру- жающего его мира с помощью органов чувств. Но, в отличие от остальных биологических видов на нашей планете, человек способен мыслить, а, значит, может принимать информацию на уровне понимания и осознания. В отличие от взрослого, ребенок не всегда способен воспринимать адекватно информа- цию и отсеивать ненужные данные, которые впоследствии способны разру- шить его сознание. Согласно Г. К. Ушакову (1973), существует пять этапов развития созна- ния: бодрствующее сознание (первый год после рождения); предметное соз- нание (от 1-го года до 3-х лет); индивидуальное сознание (возраст от 3-х до 9 лет); коллективное сознание (возраст от 9 до 16 лет); социальное сознание (возраст от 16 до 22 лет)[3]. На каждом из этих этапов человек должен полу- чать достоверную информацию, в которой будут исключены аспекты насилия и аморального поведения, так как от того, как сформируется сознание ребенка в целом, будет зависеть его отношение к правам другого человека и своим обязанностям. Одним из ведущих факторов развития и поведения несовершеннолетне- го, его отношения к реальной действительности является нравственно- правовое сознание. Рассматривая нравственно-правовое сознание в качестве неотъемлемого компонента социализации индивида или гарантий правомер- ного поведения, можно отметить, что эффективность этих гарантий во многом определяется тем, насколько теоретически четко и практически однозначно трактуются генезис, цель, значение и содержание понятий нравственного и правового сознания. Немаловажное место принадлежит также установле- нию достоверного соотношения нравственного и правового аспектов в право- сознании несовершеннолетнего. Индивидуальное правосознание можно определить как качественную разновидность сознания, формирующуюся в процессе усвоения и преобразо- вания правовых знаний и нравственных ценностей общества в социально- психологическое новообразование личности, в индивидуальный кодекс пове- дения и отношений к объективной реальности [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=