Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции
III региональная студенческая научно-практическая конференция 84 При приемниках Петра статус и экономическое положение церкви неод- нократно менялись в ту или другую сторону, но при Екатерине П она была полностью поставлена под контроль государства, стала, по существу, государ- ственным органом, а ее имущество отобрали в казну. Всех государственных иерархов посадили на государственное жалованье. Следуя политике Петра I, Екатерина стремилась к закрытию монастырей и сокращению численности монахов. В 1790-х гг. она проводит в жизнь задуманную еще Петром III ре- форму и совмещает границы епархий с границами губерний. Церковные ие- рархи дополнительно подпадают под контроль губернаторов [1; с.108]. Павел I придерживался политики веротерпимости, которая еще более понизила значение церкви. Русская православная церковь теперь зависела от российской бюрократии, которая влияла на назначение и освобождение чле- нов Синода и проведение какой-либо политики по отношению к церкви. В XIX веке не изменилось правовое положение православной церкви в государстве. Она так же, как и в XVIII веке, рассматривалась, как часть го- сударственного строя. Особенно это ясно сказалось в учреждении Министер- ства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I в 1817 г. К ведению этого министерства отнесены были не только дела православного вероисповедания, но и других христианских вероисповеданий, и даже не хри- стианских. При императоре Николае I М. М. Сперанский составляет Свод За- конов, в котором постановления о положении православной Церкви в госу- дарстве и об отношении к ней высшей государственной власти отнесены к основным законам. К началу XX века управление церковью, совершенно подчиненное свет- ской власти, было построено исключительно на канцелярских началах, с их бесконечной отчетностью и бумажным делопроизводством. После Октябрьской революции 1917 года церковь была лишена всех юридических прав. В 1918 году был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юри- дического лица, заложил основы для развёртывания атеистической пропаган- ды и атеистического воспитания. Школы, созданные при церковных прихо- дах, передавались Народному комиссариату просвещения, было запрещено преподавание Закона Божия в общеобразовательных учебных заведениях. Особенно тяжелыми для духовенства были 30-е года XX века. Расстре- ляно более 50 тысяч священнослужителей, сотни тысяч сосланы в лагеря. Был дан «зеленый свет» разрушению церквей. Храмы закрывались или переобо- рудовались в кинотеатры, клубы, библиотеки, склады, мастерские и т. д. По- сле объявления «безбожной пятилетки» в 1932 году гонения на Русскую пра- вославную церковь особенно усилились: закрыто 70 епархий, арестованы 40 архиереев, закрыто 95 % церквей. Разрушение православных храмов озна- чало не просто разрушение культовых сооружений, но, в первую очередь, подразумевало разрушение веры людей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=