Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции
Российский конституционализм: история и современность 83 пить и согласиться с Собором 1667 года, чтобы суд над духовными лицами по гражданским и даже уголовным делам был возвращён в руки духовенства. После собора 1675 года был упразднён Монастырский приказ. Патриархом Никоном даже была выдвинута идея главенства церкви над государством [3]. Не смотря на то, что духовенство начинает отстраняться от власти, его интересы все же защищаются государством. В Соборном Уложении 1649 со- держится целая глава, которая посвящена преступлениям против религии и церкви. В данной главе говорится о таких преступлениях как богохульство, нарушение церковной литургии. Соборное Уложение также выделяет такие преступления, как кража церковного имущества, нанесение побоев и убийст- во, совершенные в церкви. Духовенство начинает постепенно терять свои позиции. Православная церковь становится крупнейшей хозяйственной организацией, которая боль- шую часть времени занята заботой о своем имуществе. Чрезмерная занятость церкви своим хозяйством и обогащением, упущения в области духовности и образования привели к дальнейшему усилению государства в противобор- стве с церковью. Раскол православной церкви на старообрядческую и нико- нианскую послужил последней каплей в борьбе духовенства за власть. Ли- шенная единства, церковь утратила возможность сопротивляться монархии, и вынуждена была подчиниться ей. К XVI в. церковь практически доброволь- но поставила себя под опеку государства. Цари стали назначать высших ие- рархов церкви, вмешиваться в церковное законодательство и судопроизвод- ство, постепенно лишая церковь прав и автономии. Но в XVII веке правительство не решалось на радикальные меры. При- вилегии Церкви, вступавшие в конфликт со складывающимся абсолютизмом, заключались в праве землевладения и суда над духовными лицами по всяким делам. Поземельные владения церкви были огромны, население этих земель, в большинстве случаев освобождённых от уплаты податей, было бесполезно для государства. Монастырские и архиерейские торгово-промышленные предприятия тоже не платили ничего в казну, благодаря чему могли дешевле продавать свои товары, подрывая тем самым купечество. Не прекращавшийся прирост монастырского и вообще церковного землевладения грозил государ- ству огромными убытками [3]. После восхождения на престол Петра I церковь окончательно потеряла свою самостоятельность. По мнению Петра I духовенство «наравне с другими сословиями» должно подчиняться общим государственным законам. Церков- ной реформой были упразднены патриаршество и отдельная церковная адми- нистрация, а церковь была поставлена на государственное содержание. Была произведена конфискация доходов, управление церковным имуществом пе- редавалось Монастырскому приказу, император становился главным судьей во всех духовных делах русской церкви. При Петре I была создана Духовная коллегия, названная затем Синодом и подчиненная Сенату. Она стала госу- дарственным органом управления церковью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=