Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

III региональная студенческая научно-практическая конференция 82 лось в реальную политическую силу. Светская власть вынуждена была счи- таться с церковью и идти на компромисс в отношениях с ней. В период феодальной раздробленности церковь участвует в процессе об- разования государства и помогает развитию основных государственных ин- ститутов. Важнейшие вопросы церковной жизни и дела церкви, а зачастую и государственные дела, в данный период обсуждались на церковных собо- рах. В 1462 году по благословению попов всех пяти соборов, священноино- ков, дьяконов и всего божьего священства была принята Псковская судная грамота, регламентирующая гражданско-правовые отношения. Изучая текст этого нормативно-правового акта, можно сделать вывод о том, что церковь получила право осуществлять судебные функции. Суд по Псковской Судной Грамоте разделялся на суд княжеский и суд церковный. Источник также ус- танавливал отдельный суд наместника архиепископа. В этот суд запрещалось вмешиваться княжескому наместнику, а наместнику архиепископа запреща- лось вмешиваться в светский суд. Суд, когда и истец, и ответчик являлись ду- ховными лицами, относился к компетенции церковного суда. Если один яв- лялся мирянином, а второй – духовным лицом, то собиралась особая коллегия, состоявшая из князя, посадника и наместника архиепископа [2]. В случае различных недоразумений власть также обращалась к церков- ным соборам. Позже данная форма была заимствована светской властью – были образованы Земские соборы. Так же достаточно часто высшее духовен- ство призывалось в Боярскую думу. С середины XV и в начале XVI в. государство постепенно берет перевес над церковью. Это связано с тем, что границы влияния русской православной церкви совпадали с границами государства, и поэтому все высшие чины церкви стали подданными великого князя и царя [1; с. 96]. Но некоторые пат- риархи (например, Филарет при Михаиле Федоровиче, Никон при Алексее Михайловиче) имели большое влияние на царей и считали себя даже равными во власти, называясь «Великими государями». В период правления Алексея Михайловича Патриархом Никоном прово- дилась политика, явно угрожавшая нарождавшемуся русскому самодержа- вию. Никон попытался сохранить тот же статус и влияние в государстве, ко- торый до него имел патриарх Филарет. Но эти попытки закончились лично для него полным крахом. Власть видела опасность привилегированного по- ложения Русской Церкви, которая владела огромными землями и обладала льготами. Царь Алексей Михайлович, несмотря на свою преданность церкви, пришёл к заключению о необходимости поставить предел притязаниям духо- венства. При нём был прекращён дальнейший переход земли в собственность духовенства. По Соборному Уложению 1649 года, суд над духовенством по всем гражданским делам был передан в руки нового учреждения – Мона- стырского приказа. Монастырский приказ был главным значимым предметом последовавшего конфликта между царём Алексеем Михайловичем и патри- архом Никоном, который в данном случае выражал интересы всей корпора- ции высшего духовенства. Протест был так силён, что царь должен был усту-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=