Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

Российский конституционализм: история и современность 81 Э. М. Михайлова Научный руководитель – кандидат юридических наук О. А. Короткова Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского ИСТОКИ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА Наша страна большую часть своей истории являлась монархическим го- сударством, а некоторый период времени существовала даже в форме абсо- лютной монархии. Но, не смотря на это, Российское государство на протяже- нии всего своего существования опиралось на религию и осуществляло свою деятельность под определенным влиянием церкви. Церковь и государство всегда были взаимосвязаны. Именно церковь является одной из первых и ос- новных противоборствующих самодержавию сил. Все русские правители бы- ли достаточно религиозны, поэтому церковь была довольно влиятельной ор- ганизацией. Именно деятельность церкви по ограничению государственной власти является одним из начал и истоков конституционализма в России. Несмотря на то, что реальное ограничение власти произошло в нашей стране лишь в начале XX века, попытки ограничения самодержавия стали предприниматься намного раньше. Борьба за ограничение единоличной вла- сти монарха велась параллельно с её упрочением и началась приблизительно в одно и то же время с первыми попытками усилить самодержавие. Одновре- менно с идеей единовластия появляются организованные общественные группы, которые в разное время и с различным успехом создавали противовес княжеской, а затем и царской власти. Это православная церковь в лице своих высших иерархов, боярство и служивое сословие [1; с.86]. Стоит согласиться с утверждением А. Г. Семашко, что «в разные истори- ческие периоды Русская Православная Церковь как социум играла сущест- венную и не всегда однозначную роль в жизни общества». С принятием христианства духовенство в той или иной форме стало уча- ствовать в управлении Древнерусского государства, духовные лица наравне со всеми участвовали в работе вечевого собрания. При вступлении нового князя, а потом царя, на престол обязательными были религиозные обряды ос- вящения власти. В период татаро-монгольского нашествия церковь получила от завоева- телей небывалые имущественные и землевладельческие права и льготы. Мон- голы дали русской церкви возможность возвышения, духовенство преврати-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=