Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

Российский конституционализм: история и современность 71 Это свидетельствует о том, что в случае необходимости, вызванной су- щественными изменениями в жизни страны, нормы Конституции РФ подле- жат изменению. Для решения публично – правовых задач судебной власти назначаются судьи. Конституционно – правовой статус судей регламентируется статьями 119–122 Конституции РФ и Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Россий- ской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образова- ние и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет [1; с. 27]. Прекращение гражданства России, приобретение гражданства иностран- ного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения полномочий судьи [3; с. 14], а отсутствие граж- данства РФ означает невозможность стать судьей. Установление возрастного ценза для занятия должности судьи связано с тем, чтобы кандидат на должность судьи приобрел необходимый жизнен- ный опыт, позволяющий ему принимать верные решения при осуществле- нии правосудия. В связи с тем, что Россия присоединилась к Болонской конвенции, а су- дья должен обладать повышенным правовым профессионализмом, кандидат на должность судьи должен иметь высшее профессиональное юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломиро- ванный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция». Наличие стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет необходимо для того, чтобы молодой специалист после окончания ВУЗа мог приобрести должные опыт и навыки в юриспруденции перед тем, как стать судьей. В то же время хотелось бы отметить, что в Конституции Российской Фе- дерации отсутствуют нормы о полномочиях российских судов в системе раз- деления властей. Кроме того, закреплены не все вопросы формирования сис- темы судебных органов на федеральном уровне и в субъектах. Таким образом, представляется, что ныне действующий формат консти- туционного закрепления вопросов организации и деятельности судебной вла- сти никак нельзя назвать соответствующим положениям ст. ст. 10 и 11 Кон- ституции Российской Федерации, которые определили равенство и самостоятельность всех ветвей власти, что не может допускать возможно- сти определения круга полномочий судебной власти законодателем по собст- венному усмотрению без каких-либо конституционных основ. Представляется, что такой фрагментарный подход к формированию конституционного статуса судебной власти предопределил тот факт, что и отраслевое законодательство разрабатывается и принимается бессистем- но и не последовательно. Считаем возможным предложить для совершен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=