Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

III региональная студенческая научно-практическая конференция 68 ждения общественного презрения, а именно: детские дома, приюты, комму- ны. В исключительных случаях комиссия передавала дела в суды. Такие дела касались тяжких преступлений и рецидивов преступлений совершенные не- совершеннолетними. Нестабильность в стране привела к увеличению детской преступности, безнадзорности и беспризорности. Законодатель решил ограничить примене- ние к несовершеннолетним медико-педагогических мер и передавать дела о "неподдающихся" подростках на рассмотрение в судебные органы. Таких подростков по решению суда помещали в трудовые дома. Их использование началось с 1921 года, и главной их задачей было, привить несовершеннолет- ним трудовые навыки, развивать их духовно и нравственно. «В 1925–1926 гг. на территории РСФСР числилось 9 трудовых домов, 7 из них были предназначены для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет и 2 для подростков от 16 до 20 лет»[3]. Позже возникла необходимость преобразования трудовых домов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1930 г. в школы ФЗУ помещались несовершеннолетние правонару- шители в возрасте от 15 до 18 лет. Преобладало опять же трудовое воспита- ние. Преимуществом ФЗУ было то, что исправленных правонарушителей по- сле окончания брали на работу, что уменьшало риски рецидивов. По данным Винниченко, только за период 1931–1935 гг. число осужденных несовершен- нолетних сократилось более чем в 2 раза. Эти организации оказались эффек- тивными и получили всеобщее признание. В 1935 г. выходит Постановление СНК СССР "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", кото- рое устанавливает новые типы учреждений для несовершеннолетних право- нарушителей: это изоляторы, трудовые колонии и приемники-распре- делители. В этом же году было принято Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних. Там содержались несовершеннолетние от 12–16 лет, и беспризорные 14–16 лет. Несовершеннолетние старшего возраста (16–18 лет) подлежали направлению в общие места заключения для взрослых пре- ступников. Срок содержания там детей не зависел от срока, который вынес суд, главным был результат, т.е. исправление личности. В 1956 г. система ис- полнения уголовных наказаний в виде лишения свободы изменяется, и стано- вится исправительно-трудовая колония. Такой вид уголовно-исполнительной системы сохранился вплоть до конца 1990-х гг. Сделаем вывод, что на протяжении всего советского периода уголовно- исполнительная система часто претерпевала изменения. Основной мыслью такой системы было именно исправление и воспитание личности безнадзор- ных и беспризорных правонарушителей, а не фактическое отбывание наказа- ния. С уверенностью можно сказать, что эта система уникальна, самобытна, она объединяла в себе обучение и труд, а так же нравственное и физическое воспитание. И этой системе удалось достигнуть реального результата.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=