Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

III региональная студенческая научно-практическая конференция 36 на собственность, право на индивидуальный облик, право на безопасность, на сопротивление угнетению [6], [7]. Теория ненасилия воплощается в виде эф- фективного средства решения общественных конфликтов [8; С. 72–81]. А теория естественных прав закреплена в международно-правовых актах: Все- общей декларации прав человека (1948), Пакт о гражданских и политических правах (1966), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1953), рати- фицирована в 1998). В 1996 году Россия вступила в Совет Европы и ратифи- цировала эти Пакты и Конвенции. Конституция РФ признает и закрепляет естественные права граждан. В Конституции закреплены нравственные ценности, признаваемые на между- народном уровне [6]. Прежде всего, нравственные основы конституции отражены в ее прин- ципах, они закрепляют права человека, а через закрепление прав формирует- ся правовой режим в целом. Особое значение имеет принцип закрепления прав и свобод человека и гражданина, как высшей ценности (ст. 2 К РФ), го- сударство обязано соблюдать и обеспечивать эти права. Этот принцип не- случайно изложен во второй статье, таким образом, законодатель подчерки- вает, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина являются самой важной задачей для него. Затем этот принцип уже более детально раскрыва- ется, он включает в себя, и право на жизнь, право на достоинства, право на свободу вероисповедания и другие права. Однако не стоит забывать и о дру- гих принципах, конституционные принципы представляют собой взаимодо- полняющую систему. Конституция 1993 получает высокие правовые оценки. Но, к сожалению, нравственный потенциал, заложенный в российской конституционно- правовой базе, не реализуется в полной мере на практике, остается невостре- бованным. Причина такого положения – резкое падение морали в последние годы, а в более широком плане – кризис всей духовной сферы жизни общест- ва. Попытка возрождения таких категорий, как вера, духовность, нравствен- ность, является в настоящее время движущей силой становления и развития гражданского общества. Камнем преткновения реализации правовых норм является правовой нигилизм. Государство стремиться сформировать у под- растающего поколения высокую правовую культуру, в этом году была приня- та «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [9]. Такой документ был впервые принят на современном этапе развития правовой системы. Таким образом, можно сделать вывод, что в современной российской Конституции заложен ёмкий нравственный потенциал, для полной реализа- ции которого не только необходимо формировать правовое законодательство, но и на государственном уровне уделять достойное внимание вопросам мо- рально-нравственного воспитания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=