Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

Российский конституционализм: история и современность 35 Н. М. Докиш Научный руководитель – кандидат юридических наук Е. А. Магомедова Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 года Человек существует в социуме. Часто бывает так, что интересы конкрет- ного члена противоречат интересам социума в целом, или конкретной соци- альной группы, или интересам конкретного индивида. В этом случае на «по- мощь» приходят социальные регуляторы. Социальные регуляторы позволяют относительно мирно сосуществовать большому количеству людей вместе, яв- ляются правила всеобщего человеческого «общежития». Социальные регуля- торы – это совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жиз- недеятельности [1; С. 100]. К ним относят религию, моду, мораль, право, обычаи и традиции [2; С. 143]. Социальные регуляторы воздействуют на со- циальную действительность, управляют ей. Понятие морали и нравственности дает такая наука как философия в разделе, называемом этика. Понятие нравственности имеет два значения: синоним морали, а второе более узкое означает – внутреннюю установку ин- дивида действовать согласно своей совести и свободной воле [3]. Мораль – это идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе [4]. Мораль возникает стихийно, она старше права, право является результатом сознательной конструкторской деятельности. Мораль (нравственность) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в об- ществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отноше- ний. Нравственность определяет поступки человека во многих сферах обще- ственной жизни. Право – это система формально определенных неперсони- фицированных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством. На данном этапе развития общества мораль и право взаимодополняют друг друга, в пра- ве зафиксированы основные нравственные ценности, более того право охра- няет их, а посягательство на эти ценности влечет ответственность в зависимо- сти от степени и своего характера [5; с. 83]. На сегодняшний день в нравственных нормах воплощаются две теории этики: теория ненасилия и теория естественных прав. В числе естественных прав в теории государства и права называются право на жизнь, право на свободу, право на равенство, право на достоинство личности, право на личную неприкосновенность, право на охрану здоровья, право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружаю- щую среду, право на общение с себе подобными, на продолжение рода, право

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=