Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

III региональная студенческая научно-практическая конференция 26 О. Р. Гельмиярова Научный руководитель – кандидат исторических наук А. В. Макутчев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА (ПСИХОЛОГА) В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Участие педагога (психолога) в следственных и судебных действиях обычно рассматривается как вспомогательное обеспечение прав несовершен- нолетних (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсуди- мых) в уголовном процессе, что обусловлено необходимостью учета их воз- растных отличительных черт. Вопросы, относящиеся данной специфики уголовного судопроизводства, в последнее время зачастую исследуются в юридической науке. Обоснована необходимость введения комплекса прав и обязанностей педагога и психолога в уголовном судопроизводстве [2]. Что касается прав педагога (психолога) участвующего в уголовном процессе в стадии предварительного расследования, в УПК России вообще не обозначены. В судебном разбирательстве он может с дозволения пред- седательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему (ч. 3 ст. 280 УПК России) и по окончании допроса покинуть зал судебного заседания (ч. 7 ст. 280 УПК России). Участвуя в допросе несовершеннолетнего по- дозреваемого (обвиняемого), педагог или психолог имеет право с разреше- ния следователя (дознавателя) задавать вопросы несовершеннолетнему, а по завершению допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 5 ст. 425 УПК России)[3]. Предлагается предоставить педагогу следующие права: а) перед началом проведения следственного действия побеседовать с не- совершеннолетним в целях установления его интеллектуального уровня; б) во время проведения следственного действия задавать вопросы несовер- шеннолетнему. В случае их отвода вопросы должны быть указаны в протоколе; в) корректировать вопросы следователя в случае, если они сконструирова- ны таким образом, что являются непонятными для подростка либо наводящими; г) знакомиться с протоколом следственного действия; д) делать замечания по поводу протокола следственного действия и по поводу проведения следственного действия; е) предлагается предоставить право педагогу на возмещение расходов, связанных с прибытием в органы предварительного расследования, прокура- туру и суд для участия в уголовном судопроизводстве в качестве педагога,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=