Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

III региональная студенческая научно-практическая конференция 130 народный суд, который осуществлял правосудие коллегиально в составе на- родного судьи и двух народных заседателей (ст. 2, 6). Дальнейшее развитие получил принцип выборности народных судей и народных заседателей, расширялся список последних для каждого района, урегулирован порядок выборов кандидатов в народные заседатели (ст. 15–29). Все эти события привели в итоге к тому, что новая Конституция 1937 го- да уже устанавливала определенные положения, касающиеся народных судов и народных заседателей. Она устанавливала, что «рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, спе- циально предусмотренных законом» (ст. 108); «Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет» (ст. 113); «Народные за- седатели районных (городских) народных судов избираются на общих собра- ниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, во- еннослужащих – по воинским частям сроком на два года (ст. 113)[6]. Важные положения процессуального характера об осуществлении правосудия только судом, гласности судебного процесса, правовом статусе народных заседате- лей, независимости судей и подчинении их только закону в условиях массо- вых репрессий хоть и имели декларативный характер, но это, несомненно, было очень важным моментом. Закрепление этих норм в Конституции, укре- пляло фундамент для развития этого института в будущем с немаловажными чертами легитимности и демократизма, большей гласности и большей долей участия народа в судебных процессах и принятия в них решений. Следующий этап становления конституционализма «в ногу» с институ- том народного суда берёт начало в 1978 году с принятием новой Конституции в этом году. В соответствии со ст. 164 Конституции РСФСР 1978 года все су- ды образовывались на началах выборности судей и народных заседателей [7]. Основной Закон внес существенные изменения в порядок избрания народных заседателей: – народные заседатели районных, городских народных судов избирались на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосо- ванием сроком на два с половиной года; – народные заседатели вышестоящих судов – соответствующими Сове- тами народных депутатов (ст. 164). Судьи и народные заседатели – ответст- венны перед избирателями или органами, которые их избрали, отчитываются перед ними и могут быть отозваны. Демократический характер имели и статьи 166, 167 Конституции РСФСР 1978 года: рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуще- ствляется коллегиально; в суде первой инстанции – с участием народных заседателей, пользующихся правами судьи; судьи и народные заседатели не- зависимы и подчиняются только закону. Кроме того для советского судопро- изводства важной новеллой в Конституции 1978 года было признание права общественных организаций и трудовых коллективов на участие в судопроиз- водстве по гражданским и уголовным делам.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=