Российский конституционализм: история и современность: Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции

Российский конституционализм: история и современность 103 В зависимости от интенсивности и последовательности выделяют регу- лярные и иррегулярные формы участия граждан в управлении делами госу- дарства. Регулярные формы предполагают системное, постоянное выражение собственной воли; иррегулярные – охватывают разовые, эпизодические дей- ствия граждан (например, забастовки, митинги и т. д.)[4]. На основании принципа разделения властей выделяют формы участия граждан в управлении делами государства в сфере законодательной ветви власти, в сфере исполнительной ветви власти и в сфере судебной ветви вла- сти. К формам участия граждан в управлении делами в сфере законодатель- ной власти относятся: участие граждан в формировании органов законода- тельной власти, участие граждан в законотворчестве; к формам участия граждан в управлении делами государства в сфере исполнительной власти относятся: участие граждан в формировании органов исполнительной власти, участие граждан в деятельности органов исполнительной власти; к формам участия граждан в управлении делами государства в сфере судебной власти относятся: участие в качестве присяжных заседателей, участие в формирова- нии корпуса мировых судей через органы государственной власти субъекта Российской Федерации и т.д. Вышеназванные формы участия граждан в управлении делами государства доказали свою значимость и эффектив- ность. При этом, совершенствование механизмов социальной коммуникации и развитие современных технологий создают предпосылки для изменения форм реализации участия граждан в управлении делами государства[4]. В своей монографии судья Конституционного суда Российской Федера- ции Н. С. Бондарь отмечает: «Будучи проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризу- ет не только субъективные правопритязания, связанные с возможностями ин- дивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность стабильной и эффективной системе организации публичной (государственной и муниципальной) власти[5]». Таким образом, появление новых форм участия граждан в управлении де- лами государства и развитие уже существующих будет способствовать вовлече- нию большего числа заинтересованных лиц в политические процессы и непо- средственному участию в них, а значит, что данный процесс будет оказывать непосредственное влияние на развитие народовластия в Российской Федерации. Литература 1. Открытое государственное и муниципальное управление: организаци- онно-правовые аспекты и практика реализации: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Спиридонова.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: [С изм. от 21.07. 2014 № 11-ФКЗ] // Рос. газ.– 1993.– № 237.– 25 дек. 3. Липчанская, М. А. Формы участия граждан в управлении делами государ- ства в решениях Конституционного суда Российской Федерации / М. А. Липчан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=