РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИАЛИЗМ : ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

15 Учредительное Собрание постановляет: Государство Российское провозглаша- ется РоссийскойДемократическойФедеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленныхфедеральной консти- туциейпределах, суверенные». От формы государственного устройства в значительной степени зависит политическаяжизнь в обществе, устойчивость государственныхинститутов. Необходимость определенным образом построить территориальную ор- ганизацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государ- ство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики яв- ляется конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии стро- ятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемыфеде- ративного устройства России связаны с большим размером территории госу- дарства, огромнымколичеством субъектов. В заключении хотелось бы сказать, что Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма де- мократического управления столь обширным государством. ОсобенностьюРоссиина ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обостре- ния межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и про- тиворечивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъек-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=