РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИАЛИЗМ : ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
14 рации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией РФ, но и специальными договорами между органами власти Россиии ее субъектов. В-третьих, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной властиРоссиии органы власти ее субъектов. В-четвертых, Россия имеет двухпалатный парламент – Федеральное Со- брание, одна из палат которого – Совет Федерации – представляет интересы всех субъектовРФиимеет в своем составе всехихпредставителей. В-пятых, наряду с гражданством России имеется гражданство республик в составеРФ. Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализ- ма [3; С. 193]. Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была стольпримитивной, как ее не раз изображали внедалекомпрошлом. Еще декабрист П. И. Пестель в «Русской Правде» отмечал пагубность федеративного устройства дляроссийского государства. Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Счита- лось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще являетсянегодным типомдля одного государства. В своемразвитиироссийскийфедерализмпрошел триосновных этапа: 1) создание основ социалистическогофедерализма (1918–1936); 2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937–1985); 3) реформы государственного устройства перед принятиемКонституции 1993 года. Впервые федеративное устройство России было провозглашено Учреди- тельным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года: «Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=