РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
9 есть сведения, что он был караим. Король. Ну то-то! Мне главное, чтобы прин- цесса была чистой крови. Это сейчас очень модно...» [3, с. 99]. Как предостережение звучит и созданная в 1938 году сказка другого совет- ского писателя В. А. Каверина «О Мите и Маше, о Веселом Трубочисте и Ма- стере Золотые Руки». Внешне эта просто история о девочке Маше, которую по- хитил младший брат Кощея со скамейки в Летнем саду. На самом деле это произведение, в котором много деталей, указывающих на страшные и трагиче- ские события, происходившие в Европе в тридцатые годы. Так же, как и в пьесе Шварца, в сказке В. А. Каверина содержится намек на костры из книг в фашист- ской Германии (девочка Маша любит читать, и Кощей «велел сжечь ее любимые книги» [2, с. 82]). В этом произведении создан образ Коричневой страны, где «все дома были коричневого цвета», «в садах росла коричневая трава», «по улицам маршировали солдаты в коричневых рубашках» [2, с. 80–81]. Это страна, эмблема которой представлена переплетающимися собачьими лапами, очень напоминаю- щими свастику. И даже имена верных кощеевых собак начинаются на одну букву «Г» (фамилии главных руководителей Рейха, приближенных Гитлера, тоже начи- нались с этой буквы – Геббельс, Геринг, Гиммлер). Коричневая страна «ведет тай- ную войну с одним великодушным народом», а девочку Машу «каждый день... сажают на самолет, чтобы показать ей разрушенные города, детей, убитых бом- бами, и матерей, умирающих от горя» [2, с. 82]. Учитывая время создания произ- ведения, в этой фразе угадывается намек на войну в Испании и, конечно, в ней ощущается предчувствие той трагедии, которую в скором времени придется пе- режить нашему народу. Во время Великой Отечественной войны были написаны пьесы «Город ма- стеров» Т. Г. Габбе и «Дракон» Е. Л. Шварца. Внешне сохраняя сказочную форму, эти произведения, безусловно, отражали те трагические события, которые про- исходили в мире. «Город мастеров» создавался в 1942–1943 годах и, конечно, в этой пьесе доминирует пафос борьбы с иноземными захватчиками, с гитлеров- цами, и звучит мотив победы добра над злом. В страшный 1942 год, когда исход войны был совершенно непредсказуем, Т. Г. Габбе своей сказкой внушала уве- ренность, что победа все равно придет. В это же время в эвакуации Е. Л. Шварц заканчивает пьесу «Дракон», историю создания которой Н. П. Акимов, художе- ственный руководитель Ленинградского Театра Комедии, излагает так: «…начал писать «Дракона» он ( Шварц – Г. М. ) именно в тот момент, когда сложные дипло- матические отношения с гитлеровской Германией в попытках сохранения мира исключали возможность открытого выступления со сцены против уже доста- точно ясного и неизбежного противника. Сказочная форма, олицетворение фа- шизма в отвратительном образе Дракона, принимавшего разные обличья, не- определенность национальности города, подавленного двухсотлетним владычеством Дракона,– давали возможность выступить против коричневой чумы без риска дипломатического конфликта. Задержка открытия второго фронта, сложная игра западных стран, стремившихся добиться победы над гер- манским фашизмом с непременным условием максимального истощения совет- ских сил, говорили о том, что и после победы над Гитлером в мире возникнут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=