РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
75 смысле этого слова в поэме не случается, поскольку ответные реплики Марьи Петровны, обращенные к повествователю, в поэме отсутствуют и голос героини если и слышится, но как монологическая несобственно прямая речь: «Не хотела просить – откажет, – /Слава Богу, характер знала. /Но к отъезду решила: скажет./ И в последнюю ночь сказала/» [2. с.420]. Таким образом, в данном и в ряде по- следующих случаев героиня выступает с позиции рассказчика. В поэме, несомненно, звучит и голос автора: это происходит, например, в лирическом отступлении о военных воспоминаниях: «И обнявший меня за шею,/ На плече навсегда уснувший/Друг, минуту назад в траншее/ Только шагом правей шагнувший /»[2, с. 416]. Полифоничность субъектной организации текста поэмы представляет осо- бый интерес для формирования у учащихся представлений о разграничении по- нятий «автор» – «повествователь» – «рассказчик». 5. Заслуживает внимания учеников и образный строй поэмы. В произведе- нии множество персонажей, о которых лишь вскользь упоминается, а главных героев двое, и роль их равнозначна. Образ Ивана Степановича, русского офицера, несколько романтизирован К.С.Симоновым: автор описывает его как человека, «Говорившего слово: «нужно»,/ Только – если уж до зарезу,/ Говорившего слово: «дружба», / Только если уж как железо»/ [2. с. 433], очень честного и принципиального, с «твёрдым» и целеустремлённым характером («трижды резался в академию – всё же выдер- жал на четвёртый» [2, с. 410]), не любившего слова, предпочитавшего поступки, не признающего и стесняющегося внешних проявлений нежности и любви, но очень нежного и любящего. Так, о гибели сына он считает необходимым сооб- щить жене лично, чтобы смягчить её горе, чтобы быть с ней рядом в этот момент: «Посылать тебе извещенье/ Не хотел…Хотел тебе сам…/ – И, как будто просил прощенье, гладил, гладил по волосам/» [2, с. 429]. Образ Марьи Петровны – это образ настоящей русской женщины, любящей, верной и преданной офицерской жены, жертвенно отказавшейся от многих своих желаний ради того, чтобы служить мужу и семье: «Уж не стать той, себе обещан- ной/ В двадцать лет идеальной женщиной», «уже не закончить вуза,/И заочно даже не вытянуть», «И не всё, что в двадцать задумано,/ Исполняется к сорока» [2, с. 412]. Жертвенность особенно ярко проявляется в годы войны: Марья Пет- ровна не может бездеятельно ждать мужа и сына, воюющих на фронте:«Правда, кровь Вы пять раз сдавали/И пойдёте завтра в шестой,/ Но такая помощь еда ли/ не казалась самой простой»/ [2, с. 423]. Ей мало этого, ей хочется быть полезной ещё больше, и она идёт работать на почту – так легче ждать самой, так легче помочь людям. После гибели сына для Марьи Петровны единственным утеше- нием становится просьба мужа остаться с ним на фронте: «Утешенья, ласки – всё мимо,/Всё не вовремя, глупо, рано,/ Только словом «необходима!» /Заживляют смертные раны» [2. с. 433]. Сила, мужество, чувство долга, верность, преданность, жертвенность – эти качества, присущие героям К. М. Симонова, всегда были характерны для рус-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=