РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

73 М. Ю. Барабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ПОЭМЫ К. М. СИМОНОВА «ИВАН ДА МАРЬЯ» Современные программы по литературе предполагают весьма скромный пе- речень произведений К. М. Симонова для изучения в школе: стихотворения «Ро- дина», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Жди меня». Между тем важность знакомства с творчеством этого замечательного писателя трудно пере- оценить как с точки зрения изучения художественных особенностей его произ- ведений, так и с позиции формирования нравственных ценностей у подрастаю- щего поколения. В качестве одного из произведений К. М. Симонова, которые могут быть рекомендованы ученикам старшей школы для самостоятельного изучения, сле- дует, на наш взгляд, указать поэму «Иван да Марья», написанную в 1954 году. Могут быть представлены следующие аргументы включения данного про- изведения в круг чтения современных выпускников средней школы: 1. Небольшой объём поэмы при значительной содержательной ёмкости. Произведение состоит из 12 небольших глав, составляющих около 30 печат- ных страниц стихотворного текста [2, с. 407–435]. Для современного старше- классника, постоянно сталкивающегося с необходимостью переработки значи- тельного количества информации, это важно, поскольку не потребует много времени для чтения. При этом проблематика поэмы весьма широка: автор поднимает проблему сопряжения истории страны и истории отдельной семьи; проблему любви к Ро- дине и к своему делу; проблему исполнения воинского и человеческого долга; проблему офицерской чести; проблему истинной дружбы и предательства; про- блему женской и мужской преданности и верности; проблему настоящей любви; проблему ценности семьи; проблему женской жертвенности; проблему воспита- ния достойных детей; проблему преемственности поколений. 2. Сюжет поэмы динамичен, и, по нашему мнению, может быть интересен именно в возрасте старших подростков: это история жизни и любви офицера, названного в поэме Иваном Степановичем, и его жены Марьи Петровны. Эта се- мейная история разворачивается на фоне непростой истории России в 20 веке, что открывает благодатную возможность в форме художественного произведения по- казать современным школьникам реалии жизни людей поколения их прадедов. 3. Поэма очень интересна с точки зрения временного композиционного ре- шения. Повествование характеризуется временной многомерностью – наличием «нескольких временных планов в тексте» [1, с. 272]:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=