РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

70 сохраняются элементы разговорной речи. Интересным предметом для изучения является и стилистика военных писем. В нашем распоряжении оказалось 8 писем из семейного архива, которые и послужили материалом для изучения их языковых особенностей. Автором пи- сем является Жабкин Егор Трофимович, рожденный в 1902 году в селе Глуховка, Тамбовской области. Получил образование четыре класса, до войны работал сче- товодом в колхозе и каменщиком-строителем. За свою работу был удостоен значка «Ударник Сталинского призыва». На войну пошел добровольцем 14 марта 1942 года. Погиб в бою 23 августа 1942 года. Заметим, что моноавтор эмоциональный, неэксплицированный. Информация об авторе располагалась лишь на самом бумажном треугольнике. Содержание письма является текстом открытого типа, так как треугольники вскрывались, и на них стоит печать воен- ной цензуры. Если говорить о самой личности автора, то это человек, владеющий нормами орфографии и некоторыми нормами пунктуации, образованный по мер- кам того времени. Письма отличаются крайним многословием, витиеватостью слога. В этом видятся некоторые оттенки старой традиции создания произведе- ний эпистолярного жанра. Например, каждое письмо начинается с особой формы обращения: «Многоуважаемая моя супруга Наталия Яковлевна и вы дорогие детки мои Зина и Нюра. Шлю вам свое нижайшее почтение. С любовию низкий поклон и желаю вам всего хорошего на свете…. Дорогая моя супруга Наталия Яковлевна и вы дорогие мои детки. Сообщаю вам пока жив я, здоров, чего и вам желаю». Обращения насыщены стилистически окрашенной лексикой – оценоч- ной и эмоционально-оценочной (дорогие, почтение, хорошего и др.). В приве- денном примере начала письма мы встречаем и устойчивые конструкции: ни- жайшее почтение, дорогие мои, чего и вам желаю и т. п. Будучи отцом семейства, фронтовик понимает, что семье приходится тя- жело без кормильца, потому его письма затрагивают тему семьи, тоски по дому, хозяйства. Особое внимание уделяется материальному положению и состоянию детей: «Дорогая Наташа, как-нибудь до нови доживи, а тогда, возможно, будет вам полегче»; «Наташа, пока живем ничего. Пишите, как вы живете, чем посе- яла огород? Сколько соток? Наташа, вы пишите, что вам трудно кормиться. Наташа, обратитесь в сельсовет или в колхоз, вам, может быть за деньги да- дут хлеба»; «Наташа, врага добьем приду к вам и будем жить как жили – вме- сте»; «Дорогая дочка Нюра, выращивай его. Врага победим, приеду домой, ваш курить табак стану»; «Нюра, я вам с Зиной послал табаку 10 руб. за ваши труды …» Обращает на себя внимание и прямое проявление чувств: «Дорогие детки, я соскучился». В письмах присутствуют морфологические особенности. Например, окон- чание –ию вместо –ью в существительных творительного падежа: любовию ; пост- фикс –ся в глаголах 2 лица, который перешел из устной речи в письменную: кор- мися ; неразличение родительного и дательного падежей : посадим мне много табаку ; мамаше Евдокии ; неразличение именительного и творительного падежа: скоро в будущем буду командир ; стяженная форма прилагательного: толсту ; раз- рушение категории среднего рода и форма согласования по модели женского

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=