РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

69 К. О. Рыжих Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Красовская ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСЕМ С ФРОНТА (на материале семейного архива) Фронтовые письма участников войны интересуют не только историков, но и психологов, культурологов, социологов, лингвистов, филологов. Солдатские письма несут в себе информацию о быте, духовной и нравственной составляю- щей жизни, которая влияет на способ изложения мысли, что позволяет изучать их в лингвокультурологическом аспекте. Например, лингвокультуролог Ю. А. За- вьялова в своей работе «Анализ фронтовых писем» исследовала гетеростерио- типы о Германии и СССР. Солдатские письма являются важным языковым и ли- тературным источником. С их помощью можно выделить тематические группы лексики, которые отражают смысловые особенности, систему ценностей, эмоции пишущего. Анализ текстов писем также может помочь при определении языко- вой личности фронтовика. Образ автора является важной составляющей при изу- чении фронтовых писем, в том числе и тех, которые относятся к разным истори- ческим эпохам. Т. П. Сухотерина предлагает несколько типологий авторов фронтовых писем времен Великой Отечественной войны: 1) моноавтор; 2) автор- скриптор (поэтизация происходящих событий)/автор креативного типа (при- украшивание происходящих событий); 3) открытый/закрытый автор (исследова- тель отмечает, что «по типу коммуникации автор фронтового письма представ- ляется как закрытый. Фронтовые письма помещаются либо в конверт, либо сворачиваются в треугольник» [1, c.169]. Если выделять письма по критерию воз- можности прочтения кем-то, кроме потенциального адресата, то конверт явля- ется закрытым, а треугольник открытым, т. к. конверты заклеивались, а треуголь- ники нет); 4) автор эмоциональный/ автор безэмоциональный (отсутствие или присутствие эмоционально-оценочных средств, эмоциональной лексики); 5) экс- плицированный (автор выражен при помощи языковых средств, имеется под- пись)/неэксплицированный (автор не назван). Предложенная типология позволяет охарактеризовать автора и тех фронто- вых писем, которые будем рассматривать мы. Тексты фронтовых писем дают возможность выделить темы, которые вол- новали солдата: семья, любовь, фронтовая повседневная жизнь, информация о физическом и психологическом состоянии, патриотизм и т. п. В фронтовых письмах могут присутствовать различные диалектные особенности, что позво- ляет рассматривать солдатские письма как предмет изучения диалектологии. Присутствие диалектных фактов в письмах обусловливается тем, что в письмах

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=