РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
68 (« Ой!», «И смех и грех» ). Однако мы понимаем, что за всем этим скрываются очень важные фактические детали, эмоции говорящего, оценка событий тех лет. За мыслью рассказчика следует и композиция. Э. В. Померанцева отметила, что элементы поэтики и структура устных рассказов сориентированы на дости- жение главной цели: убедить слушателей в реальности описываемых событий [2, с. 195]. Данное утверждение верно и для нашего случая – перед конкретной ис- торией о наказании для пьяницы находится некая экспозиция, где содержится указание на время, место, описание жизни на тот момент. Однако в нашем рас- сказе композиция служит и иной цели: она передаёт отношение рассказчика к войне. В устном рассказе заметен эмоциональный контраст: если первый и вто- рой абзацы повествуют о тяжёлой работе в тылу, трагическом событии (взрыв цеха) и голоде, а также имеет явно негативную оценку (« умирать буду, всё равно, наверно, кричать буду» ), то третий абзац воспринимается как более светлый, по- ложительный (« Ох, красива я там была », присутствует смех). Рассказчик не мо- жет долго предаваться печальным воспоминаниям, ищет среди событий того тя- жёлого времени не только печальные и трагические, но и забавные моменты. Таким образом, устный рассказ имеет свою специфику. Отпечаток на текст накладывают как особенности устного жанра в целом, так и личность рассказ- чика – пожилой женщины, выросшей в диалектной среде и на момент рассказы- ваемых событий являвшаяся совсем юной девушкой. Литература 1. Коляденко, Г. С. Развитие речи с элементами стилистики / Г. С. Коля- денко, М. П. Сенкевич. – М., 1981. 2. Померанцева, Э. В. Русская устная проза / Э. В. Померанцева. – М.: Про- свещение, 1985. 3. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. – М.: Наука, 1976.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=