РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
66 А. С. Сергиенко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Красовская УСТНЫЙ РАССКАЗ КАК ЖАНР, ВЫРАЖАЮЩИЙ ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К СОБЫТИЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Великая Отечественная война – одно из ключевых событий в истории нашей страны. Трагичность тех лет не могла не оставить на очевидцах глубокий след. Желание рассказать об увиденном и пережитом присутствовало и присутствует у очевидцев, поэтому одним из интересных жанров фольклора стал устный рас- сказ, в основе которого лежат события военной поры. В отличие от таких жанров, как песня, пословица, загадка, сказка, былина, жанр устного рассказа долгое время не привлекал внимания исследователей и собирателей фольклора. Бытовало мнение, что рассказы и воспоминания в силу своей частности, ограниченной вариативности не могут быть определены в каче- стве фольклорного жанра. Одним из первых заявил о необходимости изучения устного рассказа В. Я. Пропп: «…пренебрегать сказами никак нельзя. Не говоря уже о том, что многие из них обладают ценностью фактического материала (устные мемуары), многие из них обладают признаком художественности. Принадлежат ли такие рассказы к фольклору в собственном смысле слова или нет, фольклорист обязан их изучать» [3, с. 52]. Устный рассказ, повествование – это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит какое-то событие, случай из жизни человека. Особен- ность устных рассказов в том, что они «создаются» при условии непосредствен- ного контакта рассказчика со слушателем, рассказчик, сам иногда того не осо- знавая, адаптирует свой рассказ для слушателя, как посредством собственно языковых средств, так и с помощью мимики, жестов, интонации. Устный рассказ – в первую очередь изложение событий, преломлённых в восприятии рассказчика. Он старается передать слушателю не столько скупые факты, сколько собствен- ные чувства и эмоции, с ними связанные, что оказывает большое влияние на форму рассказа. Доказать данные тезисы можно на конкретном примере – устном рассказе моей прабабушки Анны Андреевны Селивановой 1926 года рождения, прожива- ющей в г. Новомосковске Тульской области о её работе в тылу. «В войну работала я на ленте, на заводе, Нижний Таγил-85. Там вот шёл примерно… это я вот как щас помню, век не забуду. Наверно, умирать буду, всё равно, наверно, кричать буду… Вот идеть транспортёр, мы стояли, а вот внизу,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=