РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

61 М. А. Косарькова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Романов СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКОВ Н. С.ТИХОНОВА (на примере очерков «Ленинград в мае» 1942 и 1943 гг.) Влиянию Великой Отечественной войны на жизнь отдельных людей, сфер жизни и государства в целом посвящено много работ. История пишется людьми, складывается из воспоминаний о днях ушедших и передается потомкам как наследие, которое необходимо пронести через всю жизнь, усвоить ценные уроки и никогда более не допустить подобных ошибок. Почти четыре поколения спустя после долгожданной Победы восстановить события военных лет, понять и прочувствовать лишь малую часть того ужаса мы можем, исследуя письменные источники. Писатели и журналисты своими про- изведениями и статьями не только поднимали боевой дух советского народа, но и навсегда запечатлели кадры военного времени, завещав потомкам это тяжелое бремя памяти. Одним из таких писателей был Николай Семенович Тихонов, ра- ботавший в политуправлении Ленинградского фронта и часто бывавший в оса- жденном городе во время ленинградской блокады. Его очерки о днях осажден- ного города из сборника «Ленинград принимает бой» выходили каждый месяц с мая 1942 по январь 1944 до самого снятия блокады. В данной статье нами рас- сматривались два очерка, написанные с разницей в один год: «Ленинград в мае» 1942 года и «Ленинград в мае» 1943 года. Описанные в них события не только переносят читателя на улицы осажденного Ленинграда, но и показывают влия- ние этого времени на самого писателя, на его язык, стиль письма, восприятие действительности. Сборник «Ленинград принимает бой» начинается с майского очерка 1942 года. Это единственный цельный по своей структуре очерк в этом сборнике. Цве- тущая весна после картин, сравнимых разве что с побоищем. Н. С. Тихонов рас- сказывает, как оживает город и каким трудом это далось жителям. Весна не только в городе, она в сердцах. Город все еще в осаде, но страх не вечен. Даже к ужасу можно привыкнуть. «Эти картины уже никого не пугают – ленин- градцы обстреляны и закалены». Этот очерк демонстрирует необычную кольцевую композицию, свойствен- ную газетным очеркам, – сравнение Ленинграда в разные месяцы. Особенность этой композиции в выборе писателем контрастирующих месяцев: в начале май в Ленинграде на фоне январско-февральских тягот осажденного города, а в конце

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=